Пользовательского поиска
|
Эту инстанцию Андреев условно называет
Лигой Преобразования сущности государства. Ее задачи: последовательное
осуществление всеохватывающих реформ, воспитание человека облагороженного
образа, замена принуждения добровольностью, окриков внешнего закона голосом
глубокой совести — должны подготовить почву для создания Федерации государств.
Путь ко всемирному объединению в этом
случае ляжет через лестницу различных ступеней международной солидарности,
через объединение и слияние региональных содружеств; последней ступенью такой
лестницы станет всемирный референдум.
Для осуществления такого этического
надгосударственного строя Д. Андреев видит необходимым создание учения, в
высшей степени мирообъемлющего6 и нравственного, и политического, и
философского, и религиозного.
То обстоятельство, что последнее
крупное религиозное движение в человечестве, протестантская Реформация, имело
место 400 лет назад, а последняя религия мирового значения, ислам, насчитывает
уже 13 веков своего существования, выдвигается иногда как аргумент в пользу
мнения, что религиозная эра в человечестве завершилась.
Но трудно было бы ожидать, чтобы,
осуществляя такой стремительный прогресс (научный, технический и социальный),
создавая такие культурные ценности как литература, музыка, философия, искусство
и наука последних веков, человечество нашло бы в себе силы одновременно творить
еще и универсальные религиозные системы.
Однако рубеж ХХ века как раз и явился
той опорой, когда закончился расцвет великих литератур и искусств, великой
музыки и философии. Область социально-политического действия вовлекает в себя
не более духовных представителей человеческого рода, а как раз наоборот.
Образовался гигантский вакуум духовности, и гипертрофированная наука бессильна его
заполнить. Можно сказать, что запасы человеческой гениальности не расходуются
никуда. Это и есть, по мнению Андреева, лоно творческих сил, в котором зреет
предопределенная к рождению всечеловеческая интеррелигия.
Сможет ли религия, не старинные ее
формы, а та религия итога, о которой говорит Андреев, предотвратить наиболее
грозные из нависших над человечеством опасностей: всемирные войны и всемирную
тиранию?
Распространено мнение, будто религия реакционна. Но говорить о реакционности религии безотносительно к ее формам — то же, что доказывать