Пользовательского поиска
|
Третье отличие от традиционных религий
— динамичность воззрений. Розу Мира автор представляет себе как
бездогматическое учение. Если и можно говорить о каких-либо догматах в ее
учении, то это догматика глубоко динамичная, многоаспектная, способная к дальнейшему
обогащению и развитию, к длительному совершенствованию.
Отсюда вытекает и еще одно, четвертое,
отличие Розы Мира — перспектива последовательных, стоящих перед нею
духовно-исторических задач, вполне конкретных и принципиально осуществимых. Вот
ближайшие из них: объединение Земного Шара в федерацию государств с этической
контролирующей инстанцией над нею, распространение материального достатка и
высокого культурного уровня на все население всех стран, воспитание поколений
людей облагороженного образа, объединение церквей, превращение планеты в сад, а
государств — в братство.
В осуществлении этих идеалов Андреев
важную роль отводит искусству. Опыт последних веков и рост личности привели к
тому, что сознание человека ощущает условность и тесноту любой догматики.
Следовательно, сколь адогматичными ни были бы тезисы Розы Мира, сколь бы ни
были они проникнуты духом религиозной динамики, но весьма многие затруднятся
принять даже их. Зато множества и множества откликнутся на ее зов, если он
будет обращен не столько к интеллекту, сколько к сердцу, звуча в гениальных
творениях слова, музыки, театра, архитектуры. Образы искусства оставляют больше
свободы воображению, они предоставляют каждому толковать учение так, как это
органичнее и понятнее именно для его индивидуальности.
Андреев подчеркивает, что абсолютная
ценность личности заключена в том, что она содержит единородные с Богом
способности творчества и любви. Старинные религии усматривали мерило
относительной ценности личности в степени выполнения ею предписаний данного
религиозно-нравственного кодекса. Религии аскетической окраски наивысшей
ступенью полагали святость, понимая под нею иноческое служение либо
мученичество за веру. При этом любовь отступала на второй план.
Другие религии, не склонные к
аскетизму, такие как ислам и протестантизм, видоизменили этот идеал и, вместе с
тем, снизили, сделав его более доступным, более народным, вплоть до исполнения
нескольких заповедей по отношению к Богу, государству, ближнему окружению,
семье, самому себе. Представление о долженствовании личности и в этих религиях
оставалось ущербным и узким.