Пользовательского поиска
|
и важнейшим предметом изучения. Эта
традиция была продолжена в эпоху Возрождения. А во время Просвещения достигла
своей вершины.
Впоследствии акцент был смещен.
Опьянев от материального процветания и успехов в покорении природы, человек
перестал считать самого себя первой заботой — и в жизни, и в теоретическом
исследовании. Разум уступил место интеллекту — простому инструменту для
манипулирования вещами и людьми.
Открытие Фрейдом метода психоанализа
сделало возможным самое тонкое и интимное исследование души и ее исцеление
психологами. В "Будущем одной иллюзии " Фрейд разобрал проблему
отношения религии и психоанализа. К вопросу о возникновении и сущности религии
он подходит в своем произведении через психологическую оценку культуры вообще.
Он считает, что человеческая культура обнаруживает две стороны.
Во-первых, она охватывает все
накопленные знания и умения, позволяющие людям овладеть силами природы, взять
ее блага для удовлетворения человеческих потребностей. Во-вторых — все
институты, необходимые для упорядочения человеческих отношений. В то же время
создается впечатление, что культура есть нечто навязанное противящемуся
большинству меньшинством, которое владеет средствами власти и насилия. Это
объясняется несовершенством форм культуры, как они складывались до сего дня.
Если в деле покорения природы
человечество шло путем постоянного прогресса, трудно констатировать аналогичный
прогресс в деле упорядочения человеческих отношений. Хочется думать, что должно
быть возможным какое-то переупорядочение человеческого общества, после которого
иссякнут неудовлетворенности человеческой культурой, культура откажется от
принуждения и от подавления влечений, так что люди без тягот душевного раздора
смогут отдаться добыванию благ и наслаждению ими. Это был бы золотой век.
Спрашивается только, достижимо ли это состояние?
Необходимо считаться с тем фактом, что
у всех людей имеют место деструктивные, то есть антиобщественные и
антикультурные тенденции. Этому психологическому факту принадлежит определяющее
значение в оценке человеческой культуры. Если вначале еще можно было думать,
что главное в ней — это покорение природы, то теперь центр тяжести переместился
с материального на душевное. Решающим оказывается, удастся ли уменьшить тяжесть
налагаемой на людей обязанности жертвовать своими влечениями, примирить их с
такой жертвой и чем-то ее компенсировать.