Пользовательского поиска
|
Разум — благословение человека и его
несчастье; он принуждает его все время решать неразрешимую задачу. Человек —
единственное животное, для которого его собственное существование является
проблемой.
Эта дисгармония человеческого
существования порождает настоятельную нужду в восстановлении единства и
равновесия между ним и остальной природой. Преданность цели, идее или силе,
превосходящей человека — такой, как Бог — является выражением этой потребности.
По мнению Фромма, нет такого человека,
в котором не было бы религиозной потребности в системе ориентации и объекте для
служения. Вопрос лишь в том, какого рода эта религия: или она способствует
человеческому развитию, или, наоборот, его парализует.
Мощной коллективной формой
современного идолопоклонства выступает поклонение силе, успеху и власти рынка.
Кроме этих коллективных форм, есть и еще кое-что, в каждом человеке свое: культ
предков, тотемизм, фетишизм, культ чистоты и т. д. Многие из них называют
неврозами.
По мнению Фромма, есть одно важное
отличие религиозного культа от невроза, ставящее его значительно выше
последнего. Оно касается получаемого от ритуала удовлетворения.
Вместе с психологическим анализом
сущности религии и отмечанием некоторых ее положительных функций, Фрейд и
Фромм, как материалисты, критикуют религиозное мировоззрение, отдавая
предпочтение научному.
Фрейд, в частности, говорит о том, что
религия, несомненно, оказала человеческой культуре великую услугу, сделала для
усмирения асоциальных влечений много, но недостаточно. На протяжении многих
веков она правила человеческим обществом. У нее было время показать, на что она
способна. Если бы ей удалось облагодетельствовать, утешить, примирить с жизнью,
сделать носителями культуры большинство людей, то никому бы не пришло в голову
стремиться к изменению существующих обстоятельств. Но этого не произошло. В
настоящее время религия все больше сдает свои позиции науке, которая
вырабатывает иной род отношений к вещам нашего мира. Чем больше людей
приобщается к сокровищам знания, тем шире распространяется отход от религиозной
веры, сперва только от ее устаревших, шокирующих форм, затем и от ее
основополагающих предпосылок.
Но намерение насильственно и одним ударом опрокинуть религию — несомненно абсурдное предприятие. Прежде всего потому, что оно