Пользовательского поиска
|
Другим далеко идущим социальным
последствием, которое ассоциируется, по мнению сторонников теории насилия,
непосредственно с завоеванием и порабощением, является возникновение частной
собственности. Насилие порождает рабство, а рабство ведет к появлению частной
собственности.
С последней же связан, согласно теории
насилия, переход племен от кочевого образа жизни и быта к оседлому,
земледельческому. Зарождающаяся при этом государственная власть опирается
исключительно на физическую силу.
Это – государство племени. Его основа
– физическое преобладание одного племени над другим.
По мере развития общества государство
племени перерастает в государство класса. Основой последнего является
экономическое господство власть имущих.
Л. Гумплович отмечает, что одновременно
с процессом превращения племен в классы и сословия, а также эволюции
государства протекает процесс развития сознания.
«Племенное сознание в современном
государстве отчасти исчезло, отчасти же, одновременно с превращением племени в
сословия и классы, сменилось сословным и классовым сознанием».
Согласно теории насилия наряду с
данными процессами развития общества, государства и права протекает также
процесс дальнейшей эволюции частной собственности. Она рассматривается Л.
Гумпловичем и его последователями не иначе, как некое орудие или средство в
руках государственной власти.
Не оспаривая процесс эволюции
общества, государства и собственности, следует обратить внимание на спорность
решения вопроса о соотношении собственности и власти. Исторический опыт не
подтверждает тезиса, выдвигаемого сторонниками теории насилия, о том, что
государственная власть порождает собственность, а не наоборот. Не
подтверждается тезис и о том, что собственность является орудием
государственной власти. Все обстоит как раз наоборот.
Собственность, в конечном счете,
обуславливает как само появление государственной власти, так и ее характер.
Собственность в основном определяет и ее служебную роль.
Можно по-разному относиться к научным
исследованиям К. Маркса и Ф. Энгельса, а также к и философским обобщениям и
выводам. Но не подлежат никакому сомнению многократно подтвержденный самой
жизнью их вывод, сделанный на примере Англии, о том, что собственность «правит
аристократией».