Пользовательского поиска
|
Именно она «дает возможность купцам и
фабрикантам намечать депутатов для больших, а частью и для мелких городов;
собственность дает им возможность усиливать свое влияние с помощью подкупа».
Почему это происходит? Потому, что «народ еще не осознал ясно существо
собственности, потому, что он вообще еще, - по крайне мере в деревне, - духовно
мертв и потому мирится с тиранией собственности». Частично данные выводы
справедливы и для современной России.
Говоря о теории насилия вообще и об
учении Л. Гумпловича, в частности, следует заметить, что ее сторонники
по-разному характеризуют исторически первые и современные государство и право.
Если раннее государство и право Л. Гумплович считал инструментами насилия,
господства одних над другими, закабаления и угнетения, то более позднее и
современные ему капиталистические государства он, во многом противореча себе,
не считал таковыми.
Развитие, по Гумпловичу, идет по
направлению все более возрастающего «равноправия низших слоев с высшими,
подвластных с властвующими».
Все больше смягчаются формы и методы
властвования. Постепенно образуется «современное культурное государство и
право».
Складываются такие его черты и
особенности, как режим парламентаризма и законности, равноправие граждан,
доступ их к управлению делами общества и государства и др.
Исходными причинами и условиями
становления такого либерального государства считается, однако, насилие.
Теория насилия, равно как ранее
рассмотренная естественно-правовая теория, отражают взгляды лишь некоторых
слоев общества и их представителей на природу государства и на его
происхождение.
Возникла в Германии. Ее представители
- Э. Бёрк, Ф. Савиньи, Г. Пухта. Свое название школа получила потому, что
стояла на позициях историзма в объяснении возникновения государства и права. По
мнению Бёрка, государственная жизнь определяется не абстрактными схемами и
договором, а историей и традициями. Право появляется самопроизвольно в
результате исторического выражения народного духа. Право исторически возникает,
растет и умирает вместе с данным народом, аналогично развитию народных нравов,
обычаев, языка.