Пользовательского поиска
|
Появление в XIX столетии дарвинизма
(материалистической теории эволюции органического мира) породило попытки
механического перенесения биологических закономерностей (межвидовая и
внутривидовая борьба за выживание, естественный отбор, биологическая эволюция и
др.) на социальные процессы. В социологии это общее направление получило
наименование социального дарвинизма.
Заметное место здесь заняла
органическая теория происхождения государства и права, исходящая из аналогии
общества с развивающимся биологическим организмом.
Право, по мнению представителей этой
теории, есть произведение сил природы. Оно образуется в ходе многовековой
эволюции человека и само подобно человеческому организму.
Государственная власть рассматривается как
выражение господства целого организма над составляющими его частями.
Практически во всех учебных пособиях
отечественных авторов отмечается, что именно историко-материалистическая теория
происхождения государства и права имеет под собой строго научные основы. При
этом следует также отметить, что со второй половины 80-х и в 90-е гг. в
отечественной науке произошел существенный сдвиг в изучении и освещении вопросов
происхождения и права.
Немарксистский подход исходит из того,
что к возникновению государства и права приводят потребности совершенствования
управления первобытным обществом, необходимость решать «общие дела».
Автор выдвигает гипотезу о том, что
«неолитической революции» предшествовал и вызвал ее «экологический кризис»
(отсюда наименование теории - «кризисная»).
Расовая теория рассматривает в
качестве основных предпосылок возникновения и развития государства и права
деление общества по расовому признаку.