Пользовательского поиска
|
Суверенитет принадлежит народу в целом, а
правители – уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые
по его воле.
Теория впервые показала, что право
возникает как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей, и
положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности,
подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их
сменяемости.
Теория не отвечает на вопросы, где,
когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником
или свидетелем, то есть данная теория страдает антиисторизмом.
Одной из распространенных на Западе
теорий происхождения государства и права является теория насилия. Наиболее
видными ее сторонниками являются немецкий философ и экономист Дюринг
(1833-1921), австрийский социолог и государствовед Л.Гумплович (1838-1909) и
известный «ревизионист марксизма» К.Каутский (1854-1938).
Краеугольным камнем теории насилия
является утверждение о том, что главная причина возникновения права лежит не в
социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в
завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.
«История не предъявляет нам ни одного
примера, - рассуждал в связи с этим Л.Гумплович в своей фундаментальной работе
«Общее учение о государстве», - где бы государство возникло не при помощи акта
насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного
племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным
чужим племенем более слабого, уже оседлого населения».
Ссылаясь на пример образования ряда
стран Европы и Азии, которые возникли, по мнению ученого, не иначе, как путем
насилия, Л.Гумплович делал окончательный вывод, согласно которому «вследствие
подчинения одного класса людей другому образуется государство», а из
потребности победителей обладать «живыми орудиями» возникли экономическая
основа античной семьи, отношения властвования, существовавшие между господином
и его слугою.
По мнению автора, «не из отдельных людей, как атомов, не из семейств, как ячеек, создается государство. Не отдельные личности и не семейства являются его