Пользовательского поиска
|
основание для радостного любования бытием”. Разумеется, исходя из этого принципа, невозможно дать верное, объективное отражение действительности. Нарочито подчеркнутый “вещизм” восприятия мира на самом деле оборачивается как субъективизм. В творчестве О. Мандельштама субъективизм образов доведен до виртуозности. Вещи, предметы даются в связях и закономерностях, понятных лишь самому поэту. Связь с миром, декларируемая Мандельштамом, на самом деле является призрачной, так же как призрачен и изображаемый им мир. Вот характерные строки:
Что
если над медной лавкою,
Мерцающая
всегда,
Мне
в сердце длинной булавкою
Опустится
вдруг звезда?
Такими причудливыми, ирреальными выступают явления “обыкновенной” жизни в восприятии Мандельштама. Поэзия Мандельштама глубоко индивидуалистична, резко противопоставлена “толпе”. Поэт создал образы, выражающие капризную, причудливую игру воображения. Субъективное восприятие явлений жизни приводит его к своеобразному поэтическому солипсизму. Не только окружающая действительность сомнительна, но столь же сомнительно и существование самого поэта.
Я
блуждал в игрушечной чаще
И
открыл лазоревый грот.
Неужели
я настоящий
И
действительно смерть придет?
Характерно, что уже в одном из ранних стихотворений (1908) поэт не только декламирует, что он “от жизни смертельно устал” идейно, но художественно, сближаясь с поэзией символистов. Довольно часто в его стихах встречаются абстрактно-символистские образы: “таинственные высоты”, “тайный план”, “непостижимый лес”, “природа серое пятно”, “душа висит над бездною проклятий”” и т. д. Даже в приятии мира поэтом есть что-то надрывное, ущербное:
Я
так же беден, как природа,
И
так же прост, как небеса,
И
призрачна моя свобода,
Как
птиц полночных голоса.
Я
вижу месяц бездыханный
И
небо мертвенней холста;