Пользовательского поиска
|
Болезненная самоуглубленность поэтессы часто выражается в форме лирической исповеди:
Помолись
о нищей, о потерянной,
О
моей живой душе.
В
этой жизни я немного видела,
Только
пела и ждала.
Знаю:
брата я не ненавидела
И
сестры не предала.
Отчего
же бог меня наказывал
Каждый
день и каждый час?
Или
это ангел мне указывал
Свет,
невидимый для нас.
Тема любви, которой Ахматова уделяет основное внимание, также носила характер болезненного надрыва:
Пусть
камнем надгробным ляжет
На
жизни моей любовь.
В этих афористических строках декларируется своеобразное единство темы любви и смерти. Другого разрешении тема любви и не могла найти в ахматовской поэзии тех лет. Любовь побеждает смерть, когда поэт проникается сознанием единства человека с миром. Она приобретает болезненный характер, когда в интимных чувствованиях и переживаниях человек ищет спасения от бурь действительности. Очень “предметно”, ярко и своеобразно раскрывает поэт мир женской души. Какие бы темы Ахматова ни брала, она разрабатывает их в интимно-бытовом плане, и даже элементы мистики, имеющиеся в ее стихах, даются в сниженном, “жизненном” проявлении. Религиозные мотивы, которым Ахматова, так же как и Гумилев, отдает известную дань, выступают также в бытовом плане.
Я
научилась просто, мудро жить,
Смотреть
на небо, и молиться богу,
И
долго перед вечером бродить,
Чтоб
утомить ненужную тревогу.
Иногда
шуршат в овраге лопухи,
И
никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю
я веселые стихи
О
жизни тленной, тленной, но прекрасной.