Пользовательского поиска
|
Я
заглянул... Она смотрелся,
Как
тихо догорал камин,
Зола
каких-то писем тлела,
Но
в воздухе дышал жасмин.
На
платье белое все реже
Бросали
угли отсвет свой.
Она
вдыхала запах светский,
Клонясь
все ниже головой.
И
невеселый, непечальный,
Я
скрылся, как вошел, без слов,
Приняв
в гостиной взгляд прощальный
Остановившихся
часов.
Поэт нарочито создает настроение смутности, избегает четких характеристик явлений. Вот почему у него превалируют “тени”, “туманности”, “темнота” и т. д. Тени — чрезвычайно характерный художественный атрибут поэзии символистов. Брюсов во многих стихах прибегает к этому образу. Вспомним: “Тень несозданных созданий колыхается во сне, словно лопасти латаний на эмалевой стене”. Мережковский мотивирует причину симпатий символистов к “теням” в стихотворении “Последняя чаша”:
Последним
ароматом чаши
Лишь
тенью тени мы живем
И
в страхе думаем о том,
Чем
будут жить потомки наши.
“Русский символизм направил свои главные силы в область неведомого. Попеременно он братался то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом. Некоторые его искания в этом направлении почти приближались к созданию мифа”, — писал Гумилев.
Если внимание символистов привлекает настоящая действительность, то она изображается в крайне неприглядном виде. Очень характерно в этом смысле стихотворение З. Гиппиус “Все кругом”:
Страшное,
грубое, липкое, грязное,
жестко-тупое,
всегда безобразное,
Медленно
рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое,
стыдное, низкое, тесное,
Явно-довольное,
тайно-блудливое,