Пользовательского поиска
|
сказку “Молодец” (1924). Вскоре отношение Цветаевой с эмигрантскими
кругами обострились, чему способствовало ее возраставшее тяготение к России
(“Стихи к сыну”, “Родина”, “Тоска по родине”, “Давно…”, “Челюскинцы” и др.).
Последний прижизненный сборник стихов — “После России. 1922 –
В одну из самых тяжких для себя минут Марина Цветаева с горечью писала: “…Мой читатель остается в России, куда мои стихи не доходят. В эмиграции меня сначала (сгоряча!) печатают, потом, опомнившись, изымают из обращения, почуяв не свое — тамошнее!” Начало второй мировой войны она встретила трагически, о чем свидетельствует последний поэтический цикл Цветаевой — “Стихи к Чехии” (1938 – 1939), связанный с оккупацией Чехословакии и пронизанной ненавистью к фашизму.
Летом 1939 года, после семнадцати лет эмиграционной жизни, получив советское гражданство, Марина Цветаева вернулась на родную землю. Первое время она живет в Москве, ей предоставлена возможность заняться переводами, она готовит новую книгу стихов.
В июле 1941 года Цветаева покидает Москву и попадает в лесное Прикамье, в Елабугу. Здесь, в маленьком городке, под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии, она покончила жизнь самоубийством 31 августа 1941 года.
Так трагически завершается жизненный путь поэта, всей своей судьбой утвердившего органическую, неизбежную связь большого искреннего таланта с судьбой России.
Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемнадцать стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную, и историко-литературную прозу, в том числе эссе и философско-критические этюды. К этому надо добавить большое количество писем и дневниковых записей. Имя Марины Цветаевой неотделимо от истории отечественной поэзии. Сила ее стихов — не в зрительных образах, а в завораживающем потоке все время меняющихся, гибких, вовлекающих в себя ритмов.
Из широкого охвата лирических тем, где все, как к единому центру, сходятся к любви — в различных оттенках этого своенравного чувства, — надо выделить то, что для Цветаевой остается самым главным, глубинным, определяющим все остальное. Она — поэт русского национального начала.