остро
поставлены проблемы отчуждения и расщепления личности, духовного здоровья,
которое в “вывихнутом” XX веке иногда принимает форму “конька”, странностей.
Вирджиния
Вулф писала рассказы все время. Если какое-нибудь событие привлекало ее внимание,
она обычно записывала его. Потом не раз возвращалась к наброскам, и так
рождался рассказ. Но из-за пристрастного отношения к собственному труду она
считала, что эти небольшие вещицы еще не готовы, что им самое время полежать,
дожидаясь своего часа, в ящике письменного стола.
Второй этап творчества Вирджинии Вулф
(cередина 20-х гг.)
Второй
период творчества Вирджинии Вулф относится к середине 20-х годов и включает
романы “Миссис Деллоуэй” ("Mrs. Dalloway", 1925) и “К маяку”
("То the Lighthouse", 1927), являющиеся вершиной её творчества.
Роман
“Миссис Деллоуэй” Вулф создавала с ориентацией на Джойса, увлеченная замыслом
воспроизведения жизни в духе “Улисса”.
Сквозь призму одного дня передана жизнь героини и тех, чьи
судьбы связаны с ней. В тексте романа фиксируются “монеты бытия”, ограниченные
временем (июньский день 1923
г.) и пространством (район Уэст-Энда). В романе нет
экспозиции, он начинается словами: “Миссис Деллоуэй сказала, что сама купит
цветы”. С этого момента читателя увлекает поток времени, движение которого
фиксируют удары часов Биг Бена, магазинных часов на Оксфорд-стрит, а затем
вновь колокола на башне Биг Бена. Всплывают картины прошлого, возникая в воспоминаниях
Клариссы. Они проносятся в потоке ее сознания, их контуры обозначаются в
разговорах, репликах. Временные пласты пересекаются, наплывают один на другой,
в едином мгновении прошлое смыкается с настоящим. Параллельно с линией Клариссы
развертывается трагическая судьба травмированного войной Септимуса Смита,
которого миссис Дэллоуэй не знает, как и он ее, но жизни их протекают в одних
пространственно-временных пределах, и в какое-то мгновение пути их
пересекаются. В то самое время, когда Кларисса совершает свою утреннюю прогулку
по Лондону, она проходит мимо сидящего на скамье в парке Смита. Одно мгновение.
Его роль и место во множестве других мгновений бытия постепенно выявляются.
Септимус Смит воплощает в себе скрытую, никому не ведомую сторону натуры
Клариссы. Самоубийство Смита освобождает Клариссу от навязчивой мысли о смерти.
Разрывается круг