Пользовательского поиска
|
внутреннего
огня сознание, вызвать интерес к тому, что расположено в подсознании, в
труднодоступных глубинах психологии. Не диалектика жизни, а парадоксальность
индивида, его внутреннего “я” рождала открытость концовок и многозначность
символов, релятивизм и постоянное стремление взывать к активности читателя, к
его необъятному “я”.
Все
английские писатели-модернисты были изгнанниками в собственной стране, страдали
от непонимания, пренебрежительного холодного любопытства, попадали в нелепые
двусмысленные ситуации, их жизни в большинстве своем трагически обрывались.
Одной из черт, объединяющих английских модернистов, является отрицание
устойчивой моральной определенности, исключающей движение. “Мне никогда не
узнать, — писал Лоуренс в эссе “Почему важен роман”, — в чем именно заложена
моя цельность, моя индивидуальность, мое “я”. Мне не дано узнать это.
Распространяться о моем “я” бессмысленно: это всего лишь означало бы, что я
составил какое-то представление о самом себе и теперь пытаюсь построить и
выровнять себя согласно данной модели. Что заведомо обречено на неудачу”.
Мораль в этом смысле убивает искусство, предлагая ему в разные времена разные
модели поведения общественного и индивидуального. А это приведет к утрате
человеком способности ощутить вкус жизни! Страх перед дегуманизацией жизни и
человека в век эпохальных научных и технических открытий заставил английских
модернистов взглянуть на природу человека, экспериментально поставленную в
разную степень зависимости от этого универсума. Романтическая ностальгия по
естественной природе как могучему источнику энергии для человека, если он
ощущает свою непрекращающуюся связь с ней, была естественной реакцией на
ушедший XIX век и на всё более разверзающуюся пропасть между современным
человеком и природой.
Поток
жизни, так легко ассоциировавшийся в модернистском сознании с огромным
безбрежным морским или речным простором, символически передавал и текучую жизнь
сознания, которое составляло главный предмет изображения интровертного романа.
Однако эти потоки были разные у разных авторов, и в разной степени они зависели
от контролирующей волевой силы индивида.
Группа Блумсбери
Вирджиния Вулф (1882 – 1941 гг.) стремительно и уверенно вошла в литературу модернизма как признанный ее глава и теоретик. Она совершила два важных открытия: использовала понятие “модерн” для обозначения нового