Пользовательского поиска
|
от
тропической лихорадки, намечена в романе пунктирно. Окно в мир лишь
приоткрывается перед героиней.
В
“Комнате Джейкоба" реализован замысел передать бесконечный поток тех
мельчайших частиц (“атомов”), которые “бомбардируют” сознание человека,
составляя круг его представлений о жизни. Жизнь Джейкоба Флендерса запечатлена
в цепи эпизодов; сменяются кадры: детство, отрочество, юность. Морской берег,
где играет маленький мальчик, тихая ласка матери, склонившейся вечером над его
кроваткой; студенческая пора в Кембридже; самостоятельная жизнь в Лондоне;
любовь; путешествие по Франции и Греции. В финале — опустевшая комната,
покрытые пылью вещи. Беглое упоминание о гибели Джейкоба на войне. А за окном
продолжается жизнь. Движение времени бесконечно.
Первые
рассказы Вирджинии Вулф — “Дом с привидениями”, “Понедельник ли, вторник...”,
“Пятно на стене”, “Струнный квартет”, “Ненаписанный роман”, “Фазанья охота”.
Некоторые из них вошли, видоизменившись, в ее романы. И все же это
самостоятельные, отдельные, художественно продуманные произведения. И если уж
надо подобрать жанровое определение, то это, видимо, лирическое эссе или — что
еще вернее — зарисовка настроения, психологического состояния, попытка
средствами языка, слова передать ощущение, не столько саму мысль, сколько
процесс мышления, поиски истины. Истина, дает понять Вирджиния Вулф, в силу
своей изменчивой, зыбкой, неуловимой природы противится рациональному анализу.
Быть может, музыка владеет этой тайной? И Вирджиния Вулф в своем программном
рассказе “Струнный квартет” пытается сделать невозможное — передать словом
музыку.
Прочитав
заглавие “Дом с привидениями”, ждешь чего-нибудь в духе Оскара Уайльда
(“Кентервильское привидение”). И в рассказе-зарисовке Вирджинии Вулф есть
призраки, но они какие-то другие, “неклассические”. Бесшумно, боясь потревожить
покой хозяев, они ступают по лестнице и настойчиво ищут что-то — радость,
оставленную в доме и обретшую свое пристанище в душах хозяев.
Душа — вот главное, вот итог размышлений Вирджинии Вулф. Именно слово “Итог” вынесено в заглавие рассказа, где героиня рассуждает, что такое душа. А “Лапин и Лапина” — это повествование об одиночестве души, задыхающейся в мещанской пошлой обстановке, где тесно не только от тяжеловесной мебели, громоздких буфетов, но и от вязких, никчемных, тупых мыслей и выхолощенных чувств. Пожалуй, это один из первых рассказов в западной литературе, где так