Пользовательского поиска
|
способы добывания пищи и сохраняли
брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по
большому счету выражали главный интерес людей того общества – выжить. Этот
интерес собирал силы в обществе для того, чтобы противостоять стихии, различным
опасностям.
Мононормы выступали и нормами организации
социальной жизни, и нормами первобытной морали и ритуалами и т.п. Так,
естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной,
взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай,
и как требование нравственности, и как веление первобытной религии.
Родовые нормы содержали в зачаточном
состоянии представление о добре и зле, так как они предусматривали правила
взаимопомощи и взаимозащиты. Но в целом это были жесткие предписания,
продиктованные необычно трудными условиями существования человека, примитивному
сознанию которого противостояли суровые силы природы, необходимость обороняться
от враждебных племен. Поэтому и правила первобытного общества как мононормы, в
которых еще четко не проступают ни признаки морали, ни признаки религии, ни
правовые свойства в силу синкретизма сознания первобытного человека,
определяемого синкретизмом бытия, в наибольшей степени выражают их характер и
социальное назначение - поддержание целостности общины, рода, орды.
Для мононорм характерным было то, что они
никогда не давали преимуществ одному члену рода перед другим, т.е. закрепляли
«первобытное равенство». Но суть этого равенства состояла в поглощении человека
сообществом, в жесточайшей регламентации всей его деятельности, в
консервативности и застойности форм, закрепляющих существующие связи и
отношения. Эта т.н. нормативная избыточность, свойственна обществам с
относительно бедной культурой, для которых важнейшей задачей является
поддержание равновесия и общественного спокойствия.
Однако возникновение мононорм было свидетельством грандиозной эволюции человечества, вышедшего из животного царства. Сам факт появления норм - это признак сугубо человеческого бытия, его социальности. Через освоение мононорм культивировались формы поведения, которые были необходимы человеческому сообществу для дальнейшего прогресса. Ведь даже самые консервативные и жесткие социальные нормы пришли на смену стадным инстинктам и свидетельствовали об осознании человеческими сообществам особенности своего существования по отношению к остальном миру и необходимости поддержания и