Пользовательского поиска
|
Процесс происхождения права, как и
государства, занимал целые эпохи. Исторически первой формой нарождающегося
права был правовой обычай, поддерживаемый жречеством и государством.
Поэтому первоначально становление нового
порядка земледельческих племен происходило под знаменем создания новой религии,
объединявшей родовые общины. Такой религией стала религия солнца. Эта религия
известна у всех древнейших народов. Определялся единый ля всего народа порядок,
установленный свыше верховным божеством.
Обычай - это правило, утвердившееся в
общественной практике, вошедшее в привычку, в результате многократного
применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений,
действий человека, коллектива людей. Обычай представляет собой привычную для
членов общества, группы людей форму социальной регуляции. Обычаи, имеющие
нравственный характер, называются нравами. В правах находим выражение
психологии определенной социальной группы. К большинству традиций, обрядов,
ритуалов право индифферентно. В то же время оно опирается на привычные формы
поведения, а в ряде случаев закрепляет их в своих нормах. Общая схема влияния
права на обычаи таковы: прогрессивные обычаи стимулируются правом, а те из них,
которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения. Испытывая на
себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право, При
определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. Нормы
права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам:
являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая каким должны
или могут быть человеческие поступки. Вместе с тем обычаи и нормы права
отличаются друг от друга по происхождению, по форме выражения, по способу
обеспечения реализации.
Соблюдение норм, содержащихся в обычаях, на
ранних стадиях развития общества обеспечивалось такими мерами общественного
воздействия на нарушителей, как изгнание из рода или племени, лишение огня и
воды, и пр.
Поддержка религией и государством обычаев,
сложившихся в период становления древних цивилизаций, привела к созданию одного
из важнейших источников права древних государств: правового обычая; обычного
права.
В правовых обычаях сохранялись остатки обычаев родового строя и одновременно закреплялись нормы патриархального быта сельской общины (с ее неравенством членов), закреплялись кастовые привилегии высших сословий и