Пользовательского поиска
|
никогда
не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы.
Выделяют
несколько видов такой периодизации обще
историческую, археологическую, антропологическую. Особую методологическую
ценность представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в
качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую революцию» (от «неолит» новый
каменный век).
Это
понятие в историческую науку ввел английский археолог Г.Чайлд
в середине XX века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот,
который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите (примерно VII -III тыс.
до н.э.) от присваивающего к производящему хозяйству, т.е. от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию, скотоводству,
металлургии и металлообработке, керамическому производству.
Этот
переход начался в различных районах земного шара (Восточное Средиземноморье,
Междуречье, Месоамерика, Горное Перу и др.)
приблизительно 10-12 тыс. лет назад и занял
несколько тысячелетий.
Поскольку этот переход изменил всю материальную основу жизни первобытного общества, ее социальную и духовную организацию, то он справедливо обозначается как революция, хотя и растянувшаяся на несколько тысячелетий.
Эта
периодизация позволяет четко обозначить, о каком первобытном обществе идет
речь, в каких временных рамках оно существовало, какова была социальная и духовная организация общества, какие формы воспроизводства и
существования использовало человечество. Для теории государства и права
появляется, наконец, возможность также четко определять, какие формы организации власти и социально-регулятивные системы функционировали в обществах присваивающей экономики, а какие в обществах производящей
экономики. Действительно, длительное время наш предокроманьонский
человек (его появление датируется 40 тыс. лет назад) занимался охотой, рыболовством,
собирательством плодов и корней растений, т.е.
занимался присвоением готовых животных и растительных форм. Для этого он
использовал кремневые, костяные и некоторые другие орудия, которые изготавливал
также из готовых природных материалов (кремневых конкреций, костей, дерева),
т.е. занимался орудийной деятельностью.
Социальная организация кроманьонцев характеризовалась семейной общиной, который руководили ее члены наиболее авторитетные и опытные