Пользовательского поиска

Творцом первой в истории греческой науки последовательной и законченной атомистической доктрины считается Левкипп. Об учении Левкиппа мы можем судить только по трактату Аристотеля "О возникновении и уничтожении". Левкипп полагал, "что пустота — небытие, и ничто из бытия не есть небытие, ибо бытие в собственном смысле слова — полное бытие. Однако подобное [бытие] не едино, но [представляет собой] бесконечное по числу [частицы], невидимые вследствие малости своих объемов. Они носятся в пустоте (ибо пустота существует); соединяясь, они приводят к возникновению [вещей], а разъединяясь — к [их] гибели".

Аристотель попытался продолжить теорию Эмпедокла о порах: стенки пор Эмпедокла должны состоять из твердых и далее неделимых частиц, так как если бы они делились, это означало бы, что в них, в свою очередь, имеются пустые промежутки, т. е. поры, а в стенках этих последних еще более мелкие поры и т. д. Где-то этот процесс деления должен закончиться, т. е. какие-то стенки самых мелких пор должны состоять из сплошных и потому далее уже неделимых частиц; в противном случае вещи Эмпедокла оказались бы состоящими из одних пор, т. е. пустоты. В этом рассуждении неделимость оказывается эквивалентной отсутствию пустот в теле, т. е. его "сплошности". Если тело состоит из "сплошного бытия", то оно неделимо. Таковы мельчайшие частицы Левкиппа: в них нет никаких пустот, никаких пор, никаких трещин или щелей, куда можно было бы "забить клин", чтобы расщепить их.

Перейдем теперь к другим, в большей степени физическим аспектам атомистики Левкиппа-Демокрита. О том, что такое атомы сами по себе, мы уже имеем некоторое представление. Мы знаем также, что наряду с понятием атомов Левкипп ввел в науку понятие пустоты, пустого пространства — нововведение, сыгравшее громадную роль в развитии естественнонаучного мышления. Им определяются также некоторые характерные особенности атомистической физики, резко выделившие ее среди других, современных или предшествовавших ей учений.

В числе этих особенностей следует, прежде всего, выделить трактовку атомистами проблемы движения. Решение проблемы движения самым непосредственным образом связано с идеей пустоты. По мнению Левкиппа (и Демокрита), движение существовало всегда, а потому нет смысла искать его начало. Вечно существует время, вечно существует первотела-атомы, и вечно существует движение. Наряду с законом сохранения материи, который в том или ином виде принимался всеми мыслителями послепарменидовской эпохи (и который у атомистов конкретизировался в форме положения о вечности и неуничтожимости атомов), мы

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта