Пользовательского поиска

находим у Демокрита еще нечетко осознанную и не сформулированную в явном виде идею сохранения движения. Первичное движение атомов — до того, как они начали сцепляться друг с другом, образовывая более сложные соединения, — это беспорядочное движение во все стороны. Для Левкиппа моделью для этой картины послужил образ пылинок, беспорядочно пляшущих в солнечном луче. Беспорядочное движение атомов во всевозможных направлениях приводило к непрестанным столкновениям их друг с другом. Сталкиваясь, атомы либо отлетали в разные стороны ("куда попало"), либо сцеплялись друг с другом, давая более или менее устойчивые соединения. При удачном столкновении атомов и при наличии "соответствия их форм, величин, положения и порядка", они могли соединиться достаточно прочно и остаться в таком состоянии. Конгломераты, состоявшие из большого числа соединившихся таким образом атомов, образовывали различные воспринимаемые нашими органами чувств тела.

Особое положение занимают атомы огня — круглые и подвижные. Судя по всему, они не могли сцепляться с другими атомами и образовывать более сложные соединения: они только сталкивались с ними, приводя их в движение. Особое положение атомов огня подчеркивалось еще и тем, что они выполняли одну очень важную функцию: они были также атомами души. Душа же понималась Демокритом, прежде всего, как принцип движения или, лучше сказать, самодвижения одушевленных объектов. Из того, что способность ощущать присуща практически всем частицам тела, Демокрит заключал, что атомы души распределены по всем этим частям. Это означает, что в теле нет такой части, которую можно было бы считать местопребыванием души: таким местопребыванием является все тело в целом. Живой организм, по Демокриту, представляет собой нечто вроде кристаллической решетки, в которой более тяжелые, инертные атомы чередуются с подвижными и легкими атомами души, ударяющимися о первые и побуждающими их двигаться в ту или иную сторону. Исключение Демокрит делает лишь для тех атомов души, которые связаны с разумом, т. е. с мыслительной способностью.

С позиций атомистического учения Демокрит трактовал еще целый ряд психологических и биологических проблем, одна из которых — знаменитая теория зрения, основанная на представлении об "идолах" или образах, отделяющихся от предметов и вызывающих в воспринимающем их организме зрительные ощущения.

Физическое учение Анаксагора

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта