Пользовательского поиска
|
характеризовалось ограниченным накоплением точных знаний и обилием гипотез и теорий; во многих случаях эти гипотезы предвосхищали позднейшие научные открытия.
Наука "о природе" в Древней Греции включила три кардинальных направления:
· изучение "природы" живого (и, прежде всего, человеческого) организма;
· изучение "природы" космоса в целом;
· изучение "природы" (в смысле внутренней структуры) вещей окружающего мира.
Первое из этих направлений явилось основанием для дальнейшего развития медицины, а также содержало в себе зачатки будущей биологии и всех её разделов. Второе явилось исходным пунктом для развития научной астрономии. Третье же, в то время бывшее наиболее спекулятивным, предвосхитило появление физико-химических наук, поскольку их теоретической базой стали, в конечном счёте, молекулярно-атомистические представления.
Философские течения Древней Греции — материализм и идеализм — отражали острую классовую борьбу. Борьба материалистической "линии Демокрита" с идеалистической "линией Платона" в Древней Греции была борьбой прогрессивной рабовладельческой демократии с реакционной земельной рабовладельческой аристократией.
Одним из выразителей материалистического мировоззрения в Древней Греции был Демокрит (около 460 – 370 гг. до н. э.), утверждавший, что природа едина и находится в вечном движении. Атомистический материализм Демокрита выступал против идеи вмешательства богов в судьбы мира и отдельных людей, против суеверий. Греческая натурфилософия оказала существенное влияние на развитие материалистических представлений о болезни. Другим положением греческой философии была стихийная диалектика, сформулированный Гераклитом взгляд на природу, как на нечто, находящееся в вечном движении, непрерывном течении и изменении.
Идеалистические течения были представлены школой Пифагора (конец VI века до н. э.), а позднее, с IV века, философией Платона. Эти философы-идеалисты были представителями рабовладельческой аристократии. Они игнорировали изучение конкретной природы, объясняли все совершающееся влиянием стоящей над миром силы в виде либо мистических "чисел" (Пифагор), либо извечных идей (Платон).
Медицина