Пользовательского поиска
|
членами перечисленных пар. Эфир, воздух и другие стихии представляют собою взятые в различных пропорциях комбинации всех противоположностей сухого и влажного, светлого и темного и других. Именно противоположные пары называет Анаксагор "вещами", которые не возникают и не исчезают, и общее количество каждой из которых остается в мире неизменным. Стихии же имеют вторичный характер; они могут переходить друг в друга путем перераспределения противоположностей.
Такова наиболее вероятная, на наш взгляд, реконструкция физической системы Анаксагора.
Атомистическая концепция Платона
Физические проблемы мало занимали Платона на протяжении большей части его творческой деятельности. Его диалоги — начиная от ранних "сократических" сочинений вплоть до "Софиста" и "Политика", — почти не содержат той проблематики, которая определяла интересы философов-досократиков VI – V вв. до н. э. В своих поздних сочинениях Платон неизменно подчеркивает значение математики: он приходит к убеждению, что занятия математикой являются важным этапом на пути к познанию вечных, идеальных истин. И вот уже на склоне своих лет, Платон пишет "Тимея" — сочинение и по форме, и по содержанию резко отличающееся от всего, что было им создано ранее. В основной своей части "Тимей" не беседа, а скорее доклад или лекция об устройстве мира, прочитанная прибывшим в Афины ученым-философом, судя по всему, представителем пифагорейской школы, именем которого названо все сочинение. Атомистическая физика Платона обнаруживает при ближайшем рассмотрении ряд черт, указывающих на ее концептуальную близость к атомистике Левкиппа-Демокрита. Эта близость касается не деталей, а некоторых принципиальных положений, общих и для того, и для другого учения.
Необходимость у атомистов была универсальным законом всего, что совершается в мире. У Платона сфера действия необходимости сильно ограничена. Общий план мировоззрения он приписывает замыслу Демиурга. То же относится и к небесным светилам: они были созданы с определенной целью, в соответствии с общим планом. Для необходимости Платон оставляет определенную область бытия. Это — область неживой природы в нашем подлунном мире, где все процессы сводятся, в конечном счете, к взаимодействию и взаимопревращениям четырех элементов — огня, воды, земли и воздуха. Роль Демиурга состоит здесь, по-видимому, в оформлении мельчайших структурных единиц элементов: в дальнейшем же все процессы, в которых