Пользовательского поиска

участвуют элементы, совершаются, как и у Демокрита, в соответствии с законами необходимости.

Но близость учений Платона и Демокрита не ограничивается признанием роли необходимости в процессах, связанных с взаимодействиями и взаимопревращениями элементарных структурных единиц вещества. Платон поясняет, каким образом из первоматерии, которую он называет Кормилицей и Восприемницей всех вещей, выделились четыре элемента — огонь, воздух, вода и земля: "четыре упомянутых рода [стихии] были тогда колеблемы Восприемницей, которая в движении своем являла собой как бы сито: то, что наименее сходно между собой, она разбрасывала дальше всего друг от друга, а то, что более всего сходно, просеивала ближе всего друг к другу: таким образом, четыре рода [стихии] обособились в пространстве".

Однако в отличие от теории Платона атомистика Левкиппа-Демокрита была учением, имевшим тотальный характер. В основе атомистической концепции Левкиппа лежала идея бытия, того, что есть. Атом Левкиппа был отнюдь не структурной единицей материи (такого понятия Левкипп еще не знал); он был единицей бытия.

В основе атомистики Платона лежит другая, только еще зарождавшаяся в то время идея — идея материи. Материя у Платона отнюдь не совпадает с бытием: наоборот, она есть нечто противоположное подлинному бытию. Ибо для Платона подлинное бытие — это, прежде всего, идеальное бытие, мир вечных, неизменных сущностей, бледным отражением, смутным подобием которых являются вещи окружающего нас мира. Эти вещи тоже нельзя считать чистыми фикциями: они обладают реальностью, но это реальность низшего порядка по сравнению с реальностью умопостигаемых идей. Вывести вещи из одного лишь мира идей невозможно, ибо несовершенное не может быть ни выведено из совершенного, ни объяснено им без привлечения какого-то иного принципа. Этим принципом является материя (Платон называет ее "Восприемницей и Кормилицей всего сущего"). По словам Платона, это "начало, которому предстояло вобрать в себя все роды вещей" и которое поэтому "само должно было быть лишено каких-либо форм".

Характерной чертой платоновской теории строения вещества, резко отличающей ее от атомистики Левкиппа-Демокрита, явилось объединение идеи атомистического строения вещества с идеей элементов. Различия между элементами Платон объясняет структурой частиц, из которых эти элементы состоят. Частицы имеют сложную структуру, могут разрушаться и переходить друг в друга; по этой причине их нельзя называть "атомами", т. е. неделимыми.

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта