Пользовательского поиска
|
образом доктор
относится к пациенту как к цели, а не как к средству для достижения другой
цели, даже если этой целью является здоровье.
Особое
внимание при информировании уделяется также риску, связанному с лечением. Врач
должен затронуть четыре аспекта риска: его характер, серьезность, вероятность
его материализации и внезапность материализации. В некоторых штатах Америки
законодательные акты содержат перечни риска, о котором врач должен
информировать пациента. Но одновременно с этим встает вопрос: как и в каком
объеме информировать пациента? В последнее время большое внимание получает
“субъективный стандарт” информирования, требующий, чтобы врачи, насколько
возможно, приспосабливали информацию к конкретным интересам отдельного
пациента.
С точки зрения
этики, “субъективный стандарт” является наиболее приемлемым, так как он
опирается на принцип уважения автономии пациента, признает независимые
информационные потребности и желания лица в процессе принятия непростых
решений.
В начальный
период формирования доктрины информированного согласия основное внимание
уделялось вопросам предоставления информации пациенту. В последние годы ученых
и практиков больше интересуют проблемы понимания пациентом полученной
информации, а также достижение согласия по поводу лечения.
Добровольное согласие
— принципиально важный момент в процессе принятия медицинского решения.
Добровольность информированного согласия подразумевает неприменение со стороны
врача принуждения, обмана, угроз и т. п. при принятии решения пациентом. В
связи с этим можно говорить о расширении сферы применения морали, моральных
оценок и требований по отношению к медицинской практике. Правда, пусть
жестокая, сегодня получает приоритет в медицине. Врачу вменяется в обязанность
быть более честным со своими пациентами.
Под компетентностью
в биоэтике понимается способность принимать решения. Выделяются три основных
стандарта определения компетентности:
·
способность
принять решение, основанное на рациональных мотивах;
·
способность
прийти в результате решения к разумным целям;
·
способность
принимать решения вообще.
Таким образом, основополагающим и самым главным элементом компетентности является следующий: лицо компетентно, если и только если это