Пользовательского поиска
|
кротость,
назидательность, взыскательность, увещевания и т. д.), лишь бы добиться цели:
покорить больного, завоевать его доверие. Пинель, правда, допускал применение в
отношении некоторых больных разумных мер стеснения — “смирительной рубашки” и
временной изоляции.
Спустя 50 лет
английский врач Д. Конолли предлагает исключить в отношении душевнобольных
любые меры стеснения. Он выдвигает принцип “Никакого стеснения”. Но
патерналистская модель психиатрической помощи преобладала во всем мире вплоть
до середины ХХ в.
Предвестником
кризиса врачебного патернализма в психиатрии в западных странах стал кризис
психиатрических больниц, начавшийся в 50-е гг. ХХ в. В 1955 г. комитет
экспертов ВОЗ высказался о необходимости расширения лечения психических больных
без изоляции от общества. В 60 – 70-е гг. в психиатрии США активно проводится
новая политика — политика деинтситуциализации психических больных.
Следует также
обратить внимание на давно известный в медицине феномен госпитализма.
Восходящее к Пинелю представление о помещении в больницу как безусловном благе
для душевнобольных обернулось для многих из них многолетним (а то и
пожизненным) пребыванием в больничных условиях. Проницательные врачи-клиницисты
давно отмечали негативные стороны госпитализма: утрату социальной активности,
разрыв социальных связей, эмоциональную изоляцию, хронизацию патологии и т. д.
В США
широкомасштабное движение за “психиатрию без больничной койки” привело к
массовому закрытию государственных психиатрических клиник, однако новая система
психиатрической помощи оказалась неспособной обеспечить квалифицированной
медицинской помощью наиболее тяжелый контингент больных. В последние годы в США
получили развитие различные более “мягкие” формы психиатрической помощи — частичной
госпитализации, психиатрическое обслуживание в больницах общего типа и т. п.
Одновременно в
60-е гг. в Европе, а затем и в Америке вокруг психиатрии развертывались еще
более драматические события, тоже предвосхитившие некоторые сюжеты и концепции
биоэтики. Речь идет о движениях “антипсихиатров”, утверждавших, что
“психических болезней” нет, что психиатрический диагноз — это социальный
“ярлык”, что психически больных нет, что психиатрия не наука, а психиатры — не
врачи и т. д.