Пользовательского поиска
|
указывает на
то, что она ориентируется на исследования живых существ независимо от того,
находят ли они свое применение в терапии или нет. Иными словами, биоэтика
ориентируется на достижения современной биологии при обосновании или решении
моральных коллизий, возникающих в ходе научных исследований.
Этика жизни и традиции
русской философии
Русскую
этическую мысль можно назвать этикой жизни. Для нее характерно, прежде всего,
осознание самоценности жизни, нравственное освещение жизни как фундаментальной
ценности, наполненной духовным смыслом. Этот духовный смысл жизни по-разному
трактовался в различных философских концепциях.
Идеи
православия лежали в основании этических размышлений таких русских философов
как Н. Ф. Федоров, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. А.
Булгаков, С. Л. Франк и др. Все они стремятся укоренить этику в ценностях
христианства, прежде всего православия, понимаемого отнюдь не догматически.
Здесь
обсуждаются многие проблемы теоретической этики — жизнь и смерть, история, место
человека в космосе. Идеи православия задавали фундаментальную систему отсчета
этических построений русских философов — от космизма этики всеединства В. С.
Соловьева и до философской антропологии Н. А. Бердяева, от проекта Н. Ф.
Федорова воскрешения отцов и победе над смертью до христианского социализма С.
Булгакова. Как мы видим, идеи православия послужили истоком различных
философско-этических концепций.
Этика составляла ядро русской
религиозной философии. Даже экономические и социологические построения,
осуществленные, например, С. Булгаковым и С. Л. Франком, основывались на
фундаментальных нравственных принципах этики солидарности. Более того, в
русской философии была предложена концепция этической гносеологии, т. е.
гносеологии, включающей в себя этические регулятивы.
Этические концепции, развитые в
русской религиозной философии, не смогли стать теоретическим основанием для
построения биоэтики. Они лишь задавали ведущий вектор отношения человека к
миру, к жизни, к окружающей природе.
В отечественной философской мысли существует и другое направление, которое можно охарактеризовать как этику жизни. Это — “живая этика”, развитая