Пользовательского поиска
|
рядом представителей буддистской
мысли. Наиболее известным представителем этого направления является Н. К. Рерих
— создатель так называемой “Живой этики”. Согласно Н. К. Рериху, наша планета
вступила в эпоху Огня, где возрастает роль психических энергий и вообще
космических энергий. Овладение психической энергией предполагает нравственное
преобразование природы. Это была этика взаимной солидарности, милосердия и
справедливости, основанная на религиозных и философских ценностях буддизма.
Менее известно
то, что К. Е. Циолковский также связывал свою “космическую этику” с буддизмом.
В ряде своих работ он развивал философию панпсихизма, которая исходит из идеи
одушевленности Вселенной, допущения бессмертия духовных атомов, блуждающих в
мире и переселяющихся в разные организмы.
Существовало в
России и третье направление в этике жизни, которое было гораздо ближе к острым
коллизиям повседневной жизни и критическим ситуациям, требующим морального
выбора. Это направление можно назвать натуралистическим, поскольку оно
ориентируется на естественные науки, на биологию прежде всего, хотя и указывает
на ограниченность существующих в естествознании теорий. Представителей этого
направления объединяет стремление осмыслить жизнь как природно-исторический
феномен и обосновать этику из идеи борьбы со смертью.
Наиболее
известным представителем этого направления в начале ХХ в. был Н. А. Умов — выдающийся
русский физик. Он развивает комплекс идей, обосновывающих этику жизни, исходя
из того, что жизнь специфична по своей организации, и для ее постижения
недостаточно физикалистских понятий и методов. Специфика жизни заключается в ее
антиэнтропийности. Умов утверждает, что человеку не присуща “нестройность”
неорганизованной природы: “Прирожденные нам стройности заключают уже в себе
элементы этики. Нравственные принципы не могли бы руководить поведением
существ, природа которых была бы образована из нестройностей”.
Он настаивает на том, что основная цель этики — в стремлении устранить бедствия человеческой жизни с помощью действенного вмешательства в жизнь природы, в превращении хаотических сил природы в организованные, “стройные”. Он выдвигает новую заповедь новой этики: “Твори и созидай на основе научного знания”. Этические идеалы должны быть выведены из жизни, из первичных форм стройностей, существующих в органической жизни и развивающихся до высшей формы — этических идеалов добра и любви. Тем самым Н. А. Умов задает в