Пользовательского поиска
|
этике новый
ориентир — ориентир борьбы с силами хаоса, беспорядка во имя утверждения жизни.
“Величественная задача гения Человечества — охранение, утверждение жизни на
земле”.
В это же самое
время П. А. Кропоткин разрабатывает этику альтруизма, которая, по его словам,
представляет собой новую реалистическую науку о нравственности, освобожденную
от религиозного догматизма, суеверий и метафизической мифологии и вместе с тем
одухотворенную высшими чувствами и светлыми надеждами, внушаемыми нам
современными знаниями о человеке и его истории.
Наука
должна дать основы этики. Принимая за научное обоснование этики теорию Ч.
Дарвина, Кропоткин решительно критикует ее принцип борьбы за существование. Он
дополняет этот принцип принципом взаимопомощи: “Взаимная помощь — важнейший
фактор эволюции”. В своих работах Кропоткин уделяет много внимания описанию
различных форм взаимопомощи в животном мире для того, чтобы показать — этические
нормы укоренены в
природном мире, истоки альтруизма — в инстинкте взаимопомощи и общительности,
присущих уже животным. Этика обретает сциентистское обоснование. В то же время
Кропоткин развивает этику анархизма: “Мы признаем полнейшую свободу личности.
Мы хотим полноты и цельности ее существования, свободного развития всех ее
способностей. Мы не хотим ничего ей навязывать”. За обществом отрицается право
наказания отдельных его членов, тем самым свобода подменяется своеволием
человека. Но если исходить из интересов общества, то это неумолимо приводит к
отрицанию самоценности личности, ее свободы и нравственного выбора. При
ближайшем рассмотрении этическое учение П. А. Кропоткина раскололось на два
учения, не стыкующихся друг с другом.
В 1903 г. В.
Вересаев писал: “Как это ни печально, но нужно сознаться, что у нашей науки до
сих пор нет этики. Нельзя же разуметь под нею ту специально-корпоративную
врачебную этику, которая занимается лишь нормировкою непосредственных отношений
врачей к публике и врачей между собою. Необходима этика в широком, философском
смысле, и эта этика должна охватить во всей полноте вопрос о взаимном отношении
между врачебной наукой и живой личностью. Между тем даже частичные вопросы
такой этики почти не поднимаются у нас и почти не дебатируются”.
Вересаев видит главную задачу этики “во всестороннем теоретическом выяснении вопроса об отношении между личностью и врачебной наукою в тех