Пользовательского поиска
|
границах, за
которыми интересы отдельного человека могут быть приносимы в жертву интересам
науки”. Он подчеркивает: “Вопрос и о правах человека перед посягающею на эти
права медицинскою наукою неизбежно становится коренным, центральным вопросом
врачебной этики”.
К сожалению,
то, что в начале века было нравственным уродством отдельных врачей, после 1917
г. стало безнравственной государственной политикой. В 1925 г. нарком
здравоохранения Н. А. Семашко объявил врачебную тайну пережитком старой
кастовой врачебной практики и старых глупых предрассудков и подчеркнул, что советское
здравоохранение держит “твердый курс на уничтожение врачебной тайны, пережитка
буржуазной медицины”.
Тоталитаризм
подавлял права человека и стремился разрушить профессиональную этику врачей. Он
не допускал даже обсуждения проблем профессиональных этических норм и тем более
философских проблем медицинской этики. Но он не смог подавить свободных
философско-этических размышлений в работах В. Ф. Войно-Ясенецкого, В. И.
Вернадского, Д. П. Филатова, А. А. Любищева.
В 1940 г.
выдающийся советский биолог Д. П. Филатов начинает писать работу “Норма
поведения, или мораль с естественноисторической точки зрения”. Увязывая этику с
теорией эволюции и этологией, Филатов проводил мысль, что человек на первых
фазах эволюции унаследовал от животного мира норму оборонительного поведения,
эгоистическо-инстинктивное начало в поведении. Для морали будущего, по мнению
Филатова, как раз и будет характерно повышение антиэгоистических норм морали и
поведения людей. Обращает на себя внимание то, что Д. П. Филатов, сохраняя
ориентацию на науку, пытается построить этику, выходящую за границы и
натуралистической, и христианской этики. Свою этику он называет этикой любви к
жизни.
В это же самое время В. И. Вернадский разрабатывает учение о переходе биосферы в ноосферу, т. е. сферу, среду, созданную человеческим разумом, воплощенным в науке и технике. Этическая компонента в учении Вернадского о ноосфере выражается, прежде всего, в его оптимизме и утверждении того, что законы развития ноосферы не противоречат, а продолжают законы эволюции биосферы. Вернадский неоднократно подчеркивает единство биосферы и ноосферы. Он развивает оптимистическую концепцию перехода биосферы в сферу разума, где решающую роль играет не только наука, но и этический разум объединенного человечества. Ноосфера объединяет в себе научный разум