![]()
Пользовательского поиска
|
1.
Модель
Парацельса (“делай добро”).
Другая модель врачебной этики
сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом
(1493 – 1541 гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает
социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает
патернализм — эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе
которого и строится весь лечебный процесс.
В духе того времени отношения врача и
пациента подобны отношениям духовного наставника и послушника, так как понятие
pater (лат. — «отец») в христианстве распространяется и на Бога. Вся сущность
отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою
очередь имеет божественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от
Бога.
2.
Деонтологическая
модель (принцип “соблюдения долга”).
В основе данной модели лежит принцип
“соблюдения долга” (deontos по-гречески означает “должное”). Она базируется на
строжайшем выполнении предписаний морального порядка, соблюдение некоторого
набора правил, устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, а также
собственным разумом и волей врача для обязательного исполнения. Для каждой
врачебной специальности существует свой “кодекс чести”, несоблюдение которого
чревато дисциплинарными взысканиями или даже исключением из врачебного
сословия.
3.
Биоэтика
(принцип “уважения прав и достоинства человека”).
Современная
медицина, биология, генетика и соответствующие биомедицинские технологии
вплотную подошли проблеме прогнозирования и управления наследственностью,
проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого организма на
тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Некоторые проблемы, стоящие перед
современным обществом, были упомянуты в самом начале данной работы. Поэтому как
никогда остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности,
соблюдение прав пациента (право выбора, право на информацию и др.) возложено на
этические комитеты, которые фактически сделали биоэтику общественным
институтом.
Модели моральной медицины в
современном обществе
![]() |