Пользовательского поиска
|
Будем считать
рассмотренные в предыдущем разделе исторические модели “идеальными” и
рассмотрим более реальные модели, включающие в себя некоторые правовые аспекты
описываемых отношений.
Большая часть
проблем возникает в медицинской практике там, где ни состояние больного, ни
назначаемые ему процедуры сами по себе их не порождают. В повседневных
контактах с пациентами преимущественно не возникает неординарных моральном
плане ситуаций.
Наиважнейшая
проблема современной медицинской этики состоит в том, что охрана здоровья
должна быть правом человека, а не привилегией для ограниченного круга лиц,
которые в состоянии себе ее позволить. Сегодня, как, впрочем, и ранее, медицина
не идет по этому пути. Однако эта норма как моральное требование завоевывает
все большее признание.
В
осуществление этого изменения внесли вклад две революции: биологическая и
социальная. Благодаря социальной революции охрана здоровья стала правом каждого
человека. Индивиды должны рассматриваться как равные в том, что связано с их
человеческими качествами — достоинством, свободой, индивидуальностью. Учитывая
право человека на охрану здоровья, исторически сложившиеся модели моральных
отношений “врач – пациент” и состояние современного общества, можно
сформулировать следующие четыре синтетические модели отношений между врачом и
пациентом.
Модель
“технического” типа
Одно из
следствий биологической революции — возникновение врача-ученого. Научная
традиция предписывает ученому “быть беспристрастным”. Он должен опираться на
факты, избегая ценностных суждений.
Лишь после
создания атомной бомбы и медицинских исследований нацистов, когда за испытуемым
не признавалось никаких прав (опыты, проводимые над заключенными
концентрационных лагерей), человечество осознало опасность подобной позиции.
Ученый не может быть выше общечеловеческих ценностей. Врач в процессе принятия
решения не может избежать суждений морального и иного ценностного характера.
Модель
сакрального типа
Противоположной
к описанной выше модели является патерналистская модель отношений “врач – пациент”.
Социолог медицины Роберт Н. Вилсон характеризует эту модель как сакральную.