Пользовательского поиска
|
Развитие научного знания. Методы
научного познания
Методы
научного познания
Решение различного рода задач,
возникающих в ходе практической деятельности, есть процесс научного познания.
Возникающие при этом проблемы решаются путем использования особых приемов
(методов), позволяющих перейти от того, что уже известно, к новому знанию. Такая
система приемов обычно и называется методом.
Метод есть совокупность приемов и
операций практического и теоретического познания действительности.
Для каждой науки характерны свои
методы, которые зависят от характера решаемых в ней задач. Однако своеобразие
научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем,
но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется,
прежде всего, в их роли в научно-исследовательских процессах. Иными словами, в
каждом научно-исследовательском процессе меняется сочетание методов и их
структура.
Благодаря этому возникают особые формы
(стороны) научного познания, важнейшими из которых являются эмпирическая,
теоретическая и производственно-техническая.
Эмпирическая форма предполагает
необходимость сбора фактов и информации (установление фактов, их регистрацию,
накопление), а также их описание (изложение фактов и их первичная
систематизация).
Теоретическая форма связана с
объяснением, обобщением, созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открытием
новых законов, предсказанием новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью
вырабатывается научная картина мира, и тем самым осуществляется
мировоззренческая функция науки.
Производственно-техническая форма
проявляется как непосредственная производственная сила общества, прокладывая
путь развитию техники, но это уже выходит за рамки собственно научных методов,
так как носит прикладной характер.
Средства и методы познания соответствуют рассмотренной выше структуре науки, элементы которой одновременно являются и ступенями развития научного знания. Так, эмпирическое, экспериментальное исследование предполагает целую систему экспериментальной и наблюдательной техники (устройств, в том