Пользовательского поиска
|
В
этом случае нельзя утверждать, что если истинны новые принципы, то старые
ложны, и наоборот. При разных гносеологических предпосылках могут быть истинными
и старые, и новые принципы одновременно, но области применения этих принципов
будут различны. Такая ситуация на самом деле имеет место в естествознании,
благодаря чему истинны как старые теории (например, классическая механика), так
и новые (например, релятивистская механика, квантовая механика и т. д.).
Новейшая революция в науке
Толчком,
началом новейшей революции в естествознании, приведшей к появлению современной
науки, был целый ряд ошеломляющих открытий в физике, разрушивших всю
картезианско-ньютоновскую космологию. Сюда относятся открытие электромагнитных
волн Г. Герцем, коротковолнового электромагнитного излучения К. Рентгеном,
радиоактивности А. Беккерелем, электрона Дж. Томсоном, светового давления П. Н.Лебедевым,
введение идеи кванта М. Планком, создание теории относительности А. Эйнштейном,
описание процесса радиоактивного распада Э. Резерфордом. В 1913 – 1921 гг. на
основе представлений об атомном ядре, электронах и квантах Н. Бор создает
модель атома, разработка которой ведется в соответствии с периодической
системой элементов Д. И. Менделеева.
Это
— первый этап новейшей революции в физике и во всем естествознании. Он
сопровождается крушением прежних представлений о материи и ее строении,
свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени.
Это привело к кризису физики и всего естествознания, являвшегося симптомом
более глубокого кризиса метафизических философских оснований классической
науки.
Второй
этап революции начался в середине 20-х гг. XX века и связан с созданием
квантовой механики и сочетанием ее с теорией относительности в новой
квантово-релятивистской физической картине мира.
На
исходе третьего десятилетия XX века практически все главнейшие постулаты, ранее
выдвинутые наукой, оказались опровергнутыми. В их число входили представления
об атомах как твердых, неделимых и раздельных «кирпичиках» материи, о времени и
пространстве как независимых абсолютах, о строгой причинной обусловленности
всех явлений, о возможности объективного наблюдения природы.