Пользовательского поиска
|
Предшествующие
научные представления были оспорены буквально со всех сторон. Ньютоновские
твердые атомы, как ныне выяснилось, почти целиком заполнены пустотой. Твердое
вещество не является больше важнейшей природной субстанцией. Трехмерное
пространство и одномерное время превратились в относительные проявления
четырехмерного пространственно-временного континуума. Время течет по-разному
для тех, кто движется с разной скоростью. Вблизи тяжелых предметов время
замедляется, а при определенных обстоятельствах оно может и совсем
остановиться. Законы Евклидовой геометрии более не являются обязательными для
природоустройства в масштабах Вселенной. Планеты движутся по своим орбитам не
потому, что их притягивает к Солнцу некая сила, действующая на расстоянии, но
потому, что само пространство, в котором они движутся, искривлено. Субатомные
феномены обнаруживают себя и как частицы, и как волны, демонстрируя свою
двойственную природу. Стало невозможным одновременно вычислить местоположение
частицы и измерить ее ускорение.
Принцип
неопределенности в корне подрывал и вытеснял собой старый лапласовский
детерминизм. Научные наблюдения и объяснения не могли двигаться дальше, не затронув
природы наблюдаемого объекта. Физический мир, увиденный глазами физика XX века,
напоминал не столько огромную машину, сколько необъятную мысль.
Началом
третьего этапа революции были овладение атомной энергией в 40-е годы нашего
столетия и последующие исследования, с которыми связано зарождение
электронно-вычислительных машин и кибернетики. Также в этот период наряду с
физикой стали лидировать химия, биология и цикл наук о Земле. Следует также
отметить, что с середины XX века наука окончательно слилась с техникой, приведя
к современной научно-технической революции.
Квантово-релятивистская
научная картина мира стала первым результатом новейшей революции в
естествознании.
Другим
результатом научной революции стало утверждение неклассического стиля мышления.
Стиль научного мышления — принятый в научной среде способ
постановки научных проблем, аргументации, изложения научных результатов, проведения
научных дискуссий и т. д. Он регулирует вхождение новых идей в арсенал всеобщего
знания, формирует соответствующий тип исследователя. Новейшая революция в науке
привела к замене созерцательного стиля мышления деятельностным. Этому стилю
свойственны следующие черты: