Пользовательского поиска
|
1.
Изменилось понимание предмета знания:
им стала теперь не реальность в чистом виде, фиксируемая живым созерцанием, а
некоторый ее срез, полученный в результате определенных теоретических и
эмпирических способов освоения этой реальности.
2.
Наука перешла от изучения вещей,
которые рассматривались как неизменные и способные вступать в определенные
связи, к изучению условий, попадая в которые вещь не просто ведет себя
определенным образом, но только в них может быть или не быть чем-то. Поэтому
современная научная теория начинается с выявления способов и условий
исследования объекта.
3.
Зависимость знаний об объекте от
средств познания и соответствующей им организации знания определяет особую роль
прибора, экспериментальной установки в современном научном познании. Без прибора
нередко отсутствует сама возможность выделить предмет науки (теории), так как
он выделяется в результате взаимодействия объекта с прибором.
4.
Анализ лишь конкретных проявлений
сторон и свойств объекта в различное время, в различных ситуациях приводит к
объективному «разбросу» конечных результатов исследования. Свойства объекта
также зависят от его взаимодействия с прибором. Отсюда вытекает правомерность и
равноправие различных видов описания объекта, различных его образов. Если
классическая наука имела дело с единым объектом, отображаемым единственно возможным
истинным способом, то современная наука имеет дело с множеством проекций этого
объекта, но эти проекции не могут претендовать на законченное всестороннее его
описание.
5.
Отказ от созерцательности и наивной
реалистичности установок классической науки привел к усилению математизации
современной науки, сращиванию фундаментальных и прикладных исследований,
изучению крайне абстрактных, абсолютно неведомых ранее науке типов реальностей
— реальностей потенциальных (квантовая механика) и виртуальных (физика высоких
энергий), что привело к взаимопроникновению факта и теории, к невозможности
отделения эмпирического от теоретического.
Современную науку отличает повышение уровня ее абстрактности, утрата наглядности, что является следствием математизации науки, возможности