Пользовательского поиска
|
сунна
— "люди сунны", "сунниты". Дальнейшее развитие
мусульманского общества потребовало развития правоведения — фикха. Его
основными корнями у суннитов наряду с Кораном и сунной были признаны иджма
(согласное мнение авторитетных учёных) и кыяс (суждение по аналогии).
Правоведы-факихи составили своды (кодексы) мусульманского права — шариат.
Обычное право — адат, которое регулировало различные отношения у завоёванных
арабами народов и племен, в какой-то мере было согласовано с шариатом и даже
приравнено к нему. Во 2-й половине VIII – IX
вв. выработка норм мусульманского права была завершена. При этом сунниты
разделились на последователей четырёх правоверных мазхабов (религиозно-правовых
школ): ханафитов, маликитов, шафиитов, ханбалитов. Основателями этих до настоящего
времени существующих школ были Абу Ханифа (около 699 – 767 гг.), Малик ибн Анас
(708/715 – 795 гг.), аш Шафии (767 – 820 гг.) и Ибн Ханбаль (780 – 855 гг.).
Они были признаны непререкаемыми авторитетами, применявшими иджтихад —
самостоятельное толкование религиозного права. После них "двери
иджтихада" были закрыты, применение мусульманского права к новым
общественным и политическим явлениям стало производиться при помощи фетв
(официального суждения высшего религиозного авторитета). Уже в первое столетие
существования ислама в нем произошёл раскол: выделились, кроме суннитов, шииты
— сторонники Али, мужа дочери пророка и двоюродного брата Мухаммеда, которые
признавали исключительное право Али на верховное руководство мусульманской
общиной — имамат. Первоначально это были арабы, но затем к ним примкнули
мусульмане Ирана. Шииты считают, что имам не избирается и не назначается
людьми, а является таковым по своей сущности, благодаря таинственной эманации
"божественной благодати", переходящей от одного имама к другому, и,
таким образом, признают принципы наследственной власти и непрерывности
пророчества.
Кроме
этих двух основных направлений в исламе существует множество различных течений,
однако среди всех мусульман существует довольно стойкое представление об их
принадлежности к единой общности людей, объединённых общей верой, общими
традициями, общей историей и общими интересами в современном мире.
Наиболее почитаемый праздник — ид аль-адха, курбан-байрам, отмечается на 70-й день после окончания поста в месяц рамадан (10 зуль-хиджжа). Праздник связывается с библейским преданием о пророке Аврааме (Ибрахиме), который