Пользовательского поиска
|
Бюрократия - категория историческая, в России
она ведет начало от времени оформления абсолютизма. Не всякое лицо, причастное
к правлению, можно назвать бюрократом и не всякие учреждения - бюрократическими.
Лица, отправлявшие управленческие функции, известны и во времена Русской Правды
- уже тогда существовали вирники и тиуны. В последующие столетия численность
их, как и номенклатура отправляемых ими функций, увеличивалась и усложнялась,
но ни в XVI, ни в в XVII столетиях бюрократия в России еще не сложилась.
Подобно тому, как монархическую форму
правления на основании определенных признаков считают абсолютистской (наличие
регулярной армии, бюрократии, правильно организованной финансовой системы,
определенного уровня развития товарно-денежных отношений, обеспечивавших
материально абсолютистский режим), так и форму административного устройства
правомерно называть бюрократической только в том случае, если налицо система,
совокупность определенных признаков, а не один или несколько из них. Это -
зависимость чиновников от монарха, строгая иерархия учреждений и должностных
лиц, руководствующихся в своей деятельности уставами и регламентами,
единообразие структуры и штатов учреждений и обязанностей должностных лиц,
углубление разделения их труда, выражавшееся хотя бы в таком первичном виде,
как разграничение гражданской и военной служб, и т. д.
Целью данной работы является рассмотрение
чиновной бюрократии во времена Петра Первого. В работе поставлены следующие задачи:
рассмотрение особенностей государственного аппарата в XVIII
веке, характеристика бюрократической системы.
Петром первым была создана единая система
власти, непосредственно подчинявшаяся императору и состоявшая из следующих
звеньев: сенат (возглавляемый генерал-прокурором) – коллегии (прямое подчинение
сенату) – губернаторы (прямое подчинение коллегиям). После второй губернской
реформы власть губернаторов распространялась только на провинцию губернского
города, остальными провинциями управляли воеводы.