Пользовательского поиска
|
дипломатической, но такое совмещение
определялось их естественной взаимосвязью.
К проявлениям роста специализации относится
дробление должностей, наблюдавшееся во всех подразделениях бюрократической
системы. Вместо главы приказа, фактически распоряжавшегося его деятельностью,
создаются коллегии со своей иерархией должностных лиц: президент,
вице-президент, советники и асессоры. Еще более дробное разделение труда в
низшем эшелоне; появляются ранее не существовавшие должности исполнителей
распоряжений верхушки бюрократии - протоколисты, актуариусы, секретари и пр.
Численность бюрократии к концу царствования
Петра если и увеличилась, то незначительно. Это объяснялось перераспределением
должностных лиц между сферами управления и совершенствованием всей системы государственного
управления. Так, если в Боярской думе к концу столетия насчитывалось чуть более
100 членов, то в Сенате заседало девять человек. Присутствие коллегии состояло
из десяти членов вместо двух-трех в приказах. Зато приказов в конце столетия было
44, а коллегий и равных с ними учреждений - двенадцать. Нивелировка произошла и
в областной администрации: при Петре на местах возникли не существовавшие в
XVII в. губернские и провинциальные учреждения, а вместе с ними и их штаты.
Однако сама по себе численность должностных
лиц не может служить главным признаком бюрократической сути управленческого
аппарата. Количество людей, занятых в управлении, важно лишь в том отношении,
что минимум их должен обеспечить действие бюрократической системы.
Количественный показатель в бюрократической системе имеет такое же значение,
как численность населения в общественном разделении труда,- для этого тоже
необходим минимум лиц, участвующих в производстве. Лишь после возникновения
бюрократии начинается ее расширенное воспроизводство.
И сегодня ответственность и самостоятельность различных политических, общественных и хозяйственных организаций оказались урезанными, поскольку право принимать решения перешло к руководителям, заседающим в комитетах и назначенным руководящим органом другой организации. Безусловно, законно и демократично, когда, например, в больнице не только врачи и администрация обладают правом принятия решений в случае возникновения конфликтных ситуаций; безусловно, разумно, когда городские власти и профсоюзы располагают возможностью осуществлять контроль (в Квебеке даже больные имеют в контролирующем органе своего представителя). Но когда конфликты между этими