Пользовательского поиска
|
Синод. В 1721 году Петром был создан
Святейший Синод, обладавший правами коллегии и ведавший церковными делами.
Церковь стала частью государственного аппарата. В России было упразднено
патриаршество. Таким образом, фактически была ликвидирована еще одна точка
вето. Царь получил единоличную власть в стране.
Петр Великий заметил однажды: «Нигде в
свете так нет, как у нас было, а отчасти и есть и зело тщатся всякие мины
чинить под фортецию правды». И Иван Посошков жаловался: «Нам сие вельми
зазорно: не точию у иноземцев, но и басурмане суд чинят праведен, а у нас вера
святая, благочестивая, на весь свет славная, а судная расправа никуда не годная
и какие указы его императорского величества ни состоятся, все ни во что
обращаются, но всяк по своему обычаю делают... российская земля во многих
местах запустела, и все от неправды и от нездравого и неправого рассуждения. И
какие гибели ни чинятся, а все от неправды».
Петр до гроба не переставал бороться против
этого зла. Весьма часто и он жаловался на тщетность строгого наказания
виновных, на несоблюдение предписываемых им правил, на презрение к закону.
Успех его стремлений в этом отношении был уничтожен. Незадолго до своей смерти
Петр в указе о различии штрафов и наказаний за государственные и партикулярные
преступления выразился следующим образом: «Когда кто в своем звании погрешит,
то беду нанесет всему государству; когда судья страсти ради какой или
похлебства, а особливо когда лакомства ради погрешит, тогда первое станет всю
коллегию тщатся в свой фарватер (то есть в свою дорогу) сводить, опасаясь от
них извета, и увидев то, подчиненные в какой роспуск впадут, понеже страха
начальника бояться весьма не станут, для того понеже начальнику страстному уже
наказывать подчиненных нельзя... и тако помалу все в бесстрашие придут, людей в
государстве разорят, Божий гнев подвигнут и тако паче партикулярной измены
может быть государству не точию бедство, но и конечное падение» и проч.
В обобщенном виде отличия в положении государственного аппарата XVII столетия по сравнению с XVIII в. отражены в присягах. В XVII столетии отсутствовал единый текст присяги: в различных учреждениях имелись свои крестоприводные записи для различных категорий должностных лиц. Для подьячих Посольского приказа и Разряда она была не такой, как для подьячих прочих приказов; свои крестоприводные записи были у думных чинов, иностранцев на русской службе, донских казаков и т. д. При Петре же был установлен единый текст присяги, под