Пользовательского поиска
|
которой ставили подписи как сенаторы, так и
канцелярские служители: «Государственных коллегий в члены, такой; и прочие чины
гражданские, и каждый особо»,- как сказано в Генеральном регламенте. Еще более
существенно то, что в присягу Генерального регламента введено обязательство,
которого нет и не могло быть в крестоприводных записях XVII в., а именно:
действовать в соответствии с инструкциями, регламентами и указами.
Бюрократической системе необходима иерархия
учреждений. Иерархия учреждений является, пожалуй, единственным признаком,
унаследованным бюрократической системой от правительственного механизма
предшествующего времени: уже в XVII в. существовали Боярская дума, а также
приказы в центре и воеводские избы на местах. Однако это трехчленное деление, особенно
в его среднем звене, было лишено единства принципов организации и определения
прав и обязанностей. Нормативные акты, определявшие права и обязанности
Боярской думы и приказов, отсутствовали. Едва ли не самым ярким примером
отсутствия строгой системы в формировании центрального аппарата является
множественность принципов определения их компетенции: власть одних приказов
распространялась на всю страну (Поместный, Посольско-Пушкарский и др.), другие
приказы управляли определенной территорией (Приказ Казанского дворца,
Сибирский, Смоленский и др.); впасть некоторых приказов распространялась на
ограниченную территорию (чети: Галицкая, Устюжская и др.) или определенные
отрасли управления. В структуру государственных учреждений вторгались дворцовые,
а также патриаршие приказы.
В XVII в. должностные лица, как и
правительственные учреждения, не располагали документами, определявшими их
права и обязанности. Мы не знаем прав и обязанностей боярина, чем от них
отличались права и обязанности окольничего, равно как и отличий подьячего
второй статьи от подьячего третьей. В реальной жизни эти различия современники
умели уловить, но эти различия не были закреплены законодательно, основывались
на обычном праве. Только при абсолютной монархии должностные лица и учреждения
от самых высоких правительственных инстанций до самых низких были наделены
инструкциями и регламентами.
В XVII, как и в первой четверти XVIII в., правительственные учреждения и персонал, их обслуживавший, делились на два уровня: высший, правящий, и низший, исполнительский. Роль высшего уровня в XVIII в. выполняла правящая бюрократия, заседавшая в Сенате. Она существенно отличалась от правящей