Пользовательского поиска
|
У
детей с церебральными параличами, как правило, наблюдается моторная речевая
недостаточность.
Большое
место в патологии речи у этих детей занимают дизартрии — мозжечковая и
псевдобульбарная.
Поражение
моторики имеет генерализованный характер, однотипный и для скелетной, и для
речевой мускулатуры. В основе патологии движения лежит значительное, до степени
ригидности, повышение тонуса мускулатуры при всяком активном движении, в
меньшей степени — при пассивном движении. Характерные черты спастического пареза
в равной мере касаются как мышц конечностей, так и мимической, жевательной и
артикуляционной мускулатуры. Как и в движениях конечностей, в этой мускулатуре
отмечаются непостоянство в характере функционирования одних и тех же мышц,
неточность, недифференцированность, неплавность и истощаемость движений,
наблюдаются разные содружественные движения. Трудности непроизвольного
сокращения в двигательном акте сочетаются с трудностями активного расслабления
мышц. Последнее обстоятельство свидетельствует о неполноценности, недостаточности
развития префронтальных зон коры, что обусловливает крайне трудное переключение
в более тяжелых случаях от фонемы .к фонеме, от слога к слогу, в более легких —
от слова к слову. Возможно, это является одной из причин недостаточности
развития “кинетической мелодии”, создающей плавную речь. Недостаточность
переключения наряду со спастичностью, нарастающей в процессе работы
артикуляционных мышц, обусловливает то, что подражательные движения, с которых
всегда начинается речь у здорового ребенка, для детей с церебральными
параличами и резко выраженной спастичностью становятся практически
невозможными, следовательно, выключается первое и главное звено
речеобразования.
У
ряда детей имеют место более или менее отчетливо выраженные элементы апраксии
речевой мускулатуры. Апраксия речевой мускулатуры у этой группы детей имеет
принципиальное сходство с гораздо более глубокой и тоже своеобразной апраксией
позы пальцев (невозможностью воспроизведения позы по кинетическому следовому
образу при возможности делать это по непосредственному и следовому зрительному
раздражению). Это свидетельствует о недостаточности развития премоторных и ретроцентральных
зон коры.