Пользовательского поиска
|
У
детей с церебральными параличами имеется чрезвычайно легкая подавляемость
возможности движения артикуляционной мускулатуры, мускулатуры кисти и пальцев
экстероцептивными раздражениями (зрительными, слуховыми, тактильными, а также
вестибулярными и собственно двигательными). Под влиянием раздражений повышается
тонус артикуляционных мышц, целенаправленное движение, если оно и было начато,
становится невозможным.
У
всех детей наблюдается недостаточность кинестетического отдела
речедвигательного анализатора. Слабость кинестетического звена обусловливает,
по-видимому, своеобразную апраксию мимико-артикуляционной мускулатуры,
препятствующую развитию подражательных речевых движений. Кроме того, можно
полагать, что низкий тонус кинестетического отдела речедвигательного
анализатора, обеспечивающего анализ поступающей из артикуляционного аппарата в
мозг импульсации, является одним из основных препятствий для создания речевых
схем и следового двигательного образа слов. Следовая двигательная реакция
является одним из необходимых условий для создания цепных реакций, лежащих в
основе развития серийных движений при иннервации одним двигательным (речевым)
импульсом.
М.
Б. Эйдинова и Е. Н. Правдина-Винарская считают различного рода дизартрические
речевые расстройства самым важным симптомом псевдобульбарного паралича. При
слабости губных мышц ребенок плохо или совсем не произносит звуки [у, б, в, п,
ф], при слабости язычных мышц — [о, и, д, ф, с, р], при парезе мягкого нёба —
[г, х, к]. Не только парез, но и спастичность артикуляционных мышц и аппарата
фонации играет большую роль в патологии речи. Самые разнообразные комбинации
пареза черепно-мозговых нервов и спазма различных групп мышц, осуществляющих
акты артикуляции и фонации, создают пеструю, во всех случаях своеобразную
клинику псевдобульбарного паралича. Те формы расстройства речи, которые обязаны
своим происхождением в большей степени экстрапирамидным нарушениям, характеризуются
обязательным наличием двух симптомов: расстройства речи типа дизартрии и
сопутствующих стриарных симптомов.
В процессе развития речи явления паралича мышц голосовых связок сменяются у некоторых детей таким же преходящим спазмом, который наблюдается в жевательной мускулатуре. Тогда афония или гипофония