Пользовательского поиска
|
Различные
формы чувственного познания (ощущение, восприятие и представление) являются
основными ступенями в развитии чувственных знаний человека об окружающей
действительности. Здоровый ребенок познает окружающий мир посредством всех
данных ему природой анализаторов, и уже на 3 – 4 месяце он тянется за
предметом. Дети с церебральным параличом, у которых имеются паретические
явления в руках, обычно испытывают затруднения при взятии предметов. А если к
этому присоединяется парез ног, то это еще больше сужает круг предметов,
которые эти дети могли бы держать в руках, резко ограничивает их двигательную
активность. Поэтому развитие познавательной деятельности задерживается.
Здоровый
ребенок уже с четвертого месяца старается схватить любой предмет и, кроме
ощупывания, потрогать его губами и языком. Следовательно, у него возникают
первые ощущения и представления о фактуре, форме, величине, толщине, весе,
температуре и даже вкусе различных предметов. Страдающий церебральным параличом
получает ничтожную долю этой информации, поэтому у него задерживается развитие
тактильной и температурной чувствительности. Кроме того, в этот период
нормально развивающийся ребенок получает качественно новую информацию о пространстве
и времени, ощущает насколько труднее дойти до кухни, чем до дивана, до стола, и
какие сложности возникают при спуске по лестнице. Одновременно он начинает
познавать направление и ориентироваться среди предметов. Больной ребенок лишен
этих впечатлений.
Еще
И. М. Сеченов отметил, что ходьба является важнейшим фактором в формировании
восприятия пространства и времени, а следовательно, здоровый ребенок в процессе
передвижения начинает улавливать разницу между количеством времени,
затрачиваемым на переход из одного помещения в другое (переход из комнаты в
комнату, прогулка в парк). Гораздо более монотонно течет время для ребенка,
прикованного болезнью к кровати. Недостаток информации во многом определяет
незрелость его аналитико-синтетических связей и недоразвитие пассивного и
активного словаря.
Детские церебральные параличи. Причины
развития
Детские
церебральные параличи — это группа патологических синдромов, возникающих
вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и
проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений.