Пользовательского поиска
|
комплексов,
малой голосовой активностью. Первые слова также запаздывают, активный словарь
накапливается медленно, формирование фразовой речи нарушается. Задержка
речевого развития, как правило, сочетается с различными формами дизартрии или
алалии.
У
детей с церебральными параличами наиболее часто отмечается псевдобульбарная
дизартрия. Для этой формы дизартрии характерно повышение тонуса речевой
мускулатуры. Язык в полости рта напряжен, его спинка спастически изогнута,
кончик не выражен. Губы спастически напряжены. Повышение мышечного тонуса может
чередоваться с гипотонией или дистонией в отдельных мышечных группах
артикуляционного аппарата. Парезы артикуляционных мышц вызывают расстройство
звукопроизношения по типу псевдобульбарной дизартрии. Характерны нарушение
голосообразования и расстройство дыхания. Часто наблюдаются содружественные
движения (синкинезии) в артикуляционной мускулатуре.
Наряду
с псевдобульбарной дизартрией, которая может встречаться при всех формах
церебрального паралича, имеют место и другие формы дизартрии. Так,
экстрапирамидная форма дизартрии наблюдается при гиперкинетической форме
детского церебрального паралича. Эта форма характеризуется мышечной дистонией,
гиперкинезами артикуляционных мышц, выраженным нарушением интонационной стороны
речи. При атонически-астатической форме детского церебрального паралича
отмечается мозжечковая дизартрия, особенностью которой является асинхронность
между дыханием, фонацией и артикуляцией. Речь носит замедленный и
толчкообразный характер. К концу фразы голос затихает (скандированная речь).
Часто
встречается смешанная дизартрия.
Моторная
алалия приводит к недоразвитию всех сторон речи: фонематической, лексической,
грамматической и семантической.
При
сенсорной алалии затруднено понимание обращенной речи. Отмечаются выраженные
нарушения фонематического восприятия, вторично страдает развитие моторной речи.
Речевые
нарушения у детей с церебральными параличами редко бывают изолированными. Чаще
дизартрия сочетается с задержками речевого развития или с алалией.
Сенсорные нарушения