Пользовательского поиска
|
восприятия
формы и овладение умением соотносить в пространстве объемные и плоские
величины. При этом страдает и развитие схемы тела. Задерживается формирование
понятий “правое” и “левое”. Большое значение в недоразвитии схемы тела имеют
недостаточность кинестетических ощущений, недоразвитие реакции равновесия,
поражение нижней части теменной доли правого или левого полушария мозга. При
поражении левой теменной доли с большим трудом формируются представления о
правом и левом, развиваются элементы астереогнозии, в дальнейшем затруднено
усвоение письма, чтения и счета.
Эмоциональные
нарушения
У
больных детскими церебральными параличами часто отмечаются эмоциональные
нарушения, которые проявляются в виде повышенной возбудимости, появления
страхов, склонности к колебаниям настроения. Страх нередко возникает даже при
простых тактильных раздражениях, при изменении положения тела, окружающей
обстановки. Некоторые дети боятся высоты, закрытых дверей, темноты, новых
игрушек, новых людей. У детей с гиперкинетическим синдромом страхи могут
перерасти в синдром витальной (жизненной) дизадаптации. При этом на различные
зрительные и слуховые раздражители дети отвечают не ориентировочной, а защитной
реакцией. Отмечаются повышенная возбудимость, слабая воля, неумение
преодолевать препятствия и слабая мотивация к их преодолению.
У
детей старшего возраста развиваются вторичные эмоциональные нарушения как
реакция на свой дефект. У них наблюдается склонность к невротическим
нарушениям. Кроме того, возникает угроза патологического развития личности по
тревожно-мнительному, аутистическому (уход в себя, в мир своих фантазий) или
инфантилизированному типу.
Нарушения
интеллектуального развития
Интеллектуальное
развитие детей с церебральными параличами протекает в неблагоприятных условиях
и часто задерживается или искажается. Интеллект при детских церебральных
параличах бывает изменен по-разному: примерно 30 % детей имеют недоразвитие
интеллекта по типу олигофрении, у 25 – 30 % интеллект сохранен, а у остальных
наблюдается задержка интеллектуального развития, обусловленная двигательными,
речевыми и сенсорными расстройствами.
Речевые расстройства у детей с
церебральным параличом