Пользовательского поиска
|
При
этом сравнении бросается в глаза, что несколько глав западного учебника связано
с применением современных научных методов исследования: изменения ЭКГ, наличие
затемнений в легких, гипертония и гипотония.
Другие
главы западной дифференциальной диагностики обнаруживают влияние точных методов
исследования: нарушение сердечного ритма, анемии, нарушения водного обмена, гематурия,
протеинурия, пиурия.
В
основном же и в китайской, и в западной диагностике речь идет об одних и тех же
категориях распознавания болезней. В первую очередь при непосредственном
обследовании больного и в китайской, и в западной медицине проверяются одни и
те же функции. Связанная с применением специальной аппаратуры, рассчитанная на
использование технических средств диагностика западной медицины осуществляет,
кроме того, проверку многочисленных параметров согласно требованиям современных
естественных наук, т. е. с соблюдением принципов точности, однозначности,
количественного выражения показателей, логической взаимосвязи, возможности проверки
полученного результата и объективности, что позволяет получить большую
надежность результата исследования больного.
Однако
в любом случае — и это следует всегда иметь в виду — китайский врач,
пользующийся приемами традиционной медицины, сталкивается в своей повседневной
работе с той же действительностью, что и его современный западный коллега.
Общность и различия в
историческом развитии
Если обратить взгляд вглубь истории, то можно найти еще большие параллели между китайской и западной медициной. Последняя, вплоть до введения естественно-научной методологии приблизительно двести пятьдесят лет назад, так же имела и в области теории феноменологический характер, как и традиционная китайская медицина. Древнеевропейская медицина имеет поэтому некоторые параллели с традиционной китайской медициной. В качестве подтверждения приведем выдержку из «Регулирования образа жизни» Гиппократа, в которой речь идет об аналогичном китайскому учению об инь и ян взаимоотношении между огнем и водой: «Все живые существа, а следовательно и человек, образованы из двух основных составных частей, которые различны по своим возможностям, но имеют одну и ту же конечную цель, а именно, из огня и воды. Взятые вместе, они достаточны для всего остального и друг для друга, но отдельно ни для себя самого, ни для чего другого. Возможности, которыми