Пользовательского поиска
|
располагает
каждый из них, состоят в следующем: огонь в состоянии постоянно приводить все в
движение, вода — постоянно питать все. Они делят власть между собой и
подвергаются власти один другого до крайнего максимума и минимума».
В
трудах немецкого врача Парацельса, жившего в эпоху позднего средневековья,
имеется следующее замечание, относящееся к терапии: «Применяй лечение по
соответствию, холодное лечи теплым, влажное сухим, переполнение опорожнением,
пустоту наполнением, ибо природа учит, что все изгоняется своей
противоположностью». Это последнее место как будто бы взято у какого-нибудь
классика.
Ранняя
западная медицина оперировала, как и традиционная китайская, в основном
качественными показателями, была проникнута идеей единства человеческого
организма и исходила из диалектических предпосылок. Эти признаки исчезли из
западной медицины с введением современной естественно-научной методики,
явившейся следствием философии Декарта и его учеников.
В
XVIII веке естественно-научная методика становилась во все возрастающей степени
пробным камнем для западной медицины, которая заслужила, идя по этому пути,
неоспоримое мировое признание. Однако в упоении от успехов, достигнутых
благодаря точной методике, западная медицина забыла большинство своих
источников или утратила их. Вследствие этого ей угрожает опасность впасть в
односторонность, поэтому настало время вспомнить о своих старых источниках. При
этом необходимо избежать ошибки, которая может привести к разрушению всего
достигнутого: не следует стремиться к тому, чтобы повернуть вспять колесо истории,
да это и невозможно. В наше время невозможно возродить «додекартовскую»
медицину, которая отказалась бы от естественно-научной методики, характерной
для современной медицины.
Различия между
современной западной и традиционной китайской медициной в области теории
познания и научной теории
Мао
Цзэдун уже в 1928 году высказался в пользу соединения традиционной китайской
медицины с современной западной. Два фактора привели его к такому выводу: диалектическое
мышление, которое, с одной стороны, соответствует китайской традиции и, с
другой стороны, свойственно диалектическому материализму.
В этой связи следует указать на статью Мао «О противоречии», в которой он говорит о «единстве противоположностей». Путем диалектического разрешения