Пользовательского поиска
|
противоречий
в современном Китае избегают того, что подвергается критике в качестве присущих
Западу «метафизики» или «реакционного идеализма». С этих позиций как
механистически-причинная точка зрения, так и одностороннее идеалистическое
мировоззрение, отдающее предпочтение духовному началу перед физическим,
рассматриваются в одинаковой мере как «метафизические заблуждения».
Решающее
различие между современной западной и древнекитайской медициной коренится в
различии их исходных позиций, связанных с теорией познания. Китайская система
врачевания начинает с выявления широких взаимосвязей, на основе которых
учитываются многочисленные наблюдения и заключения по аналогии, выводятся
практические мероприятия лечебного характера. Западный же медик начинает с
измерения и анализа мельчайших деталей, познавая которые он рассчитывает понять
явления в целом. Он использует противоположный путь.
Поскольку
речь идет в данном случае о явлениях, относящихся к теории познания, необходимо,
прежде всего, остановиться на понятии «наука»: «В отличие от неупорядоченного
(опытового) знания (эмпиризм) наука рассматривает не просто явления, но также и
причины вещей. Она переходит аналитически от целого к части, а синтетически от
части к целому; путем индукции от опыта и наблюдений к понятиям, заключениям и
выводам, от частного, особого к общему, а путем дедукции от общего к частному,
постоянно проверяя одно другим. Научный прогресс состоит в бесконечном
систематическом проникновении в действительность, как вширь, так и вглубь, к
элементам бытия и событий и к познанию их взаимосвязей, к познанию великой
взаимосвязи действительности, которую мы называем окружающим миром». Это
сформулированное на Западе понятие науки принято в настоящее время во всем
мире, в том числе и в КНР, которая прилагает большие усилия для доведения этого
представления о науке до сознания людей, пусть в форме диалектического
материализма. Китай во все возрастающих размерах импортирует в наше время с
Запада научные идеи, технические достижения, оборудование и потребительские
товары.
Возвратимся к традиционной китайской медицине, которая пользуется для познания медицинских закономерностей всеми основными научными методами. В обеих медицинах применяется индуктивный и дедуктивный методы или причинный анализ. Правда, обе медицинские системы пользуются ими в противоположной последовательности: китайская медицина начинает с дедукции,