Пользовательского поиска
|
млекопитающих. Затем, после открытия анабиоза, английским хирургом и анатомом Джоном Хантером во второй половине 18 века было высказано более радикальное предположение, что можно продлить жизнь человека на любой срок, путем его циклического замораживания и оттаивания. Чтобы проверить свою гипотезу, Хантер провел эксперимент по замораживанию рыб, но, так как он окончился неудачно (по всей вероятности это было полное замораживание), Хантер оставил эту идею.
Другие эксперименты по замораживанию больших животных, предпринимавшиеся в течение 19 века, также были неудачными. Однако в начале 20 века русский физик Порфирий Бахметьев, основываясь на своих успешных опытах с куколками бабочек (где опять-таки было переохлаждение, а не анабиоз), снова высказал предположение, что все-таки можно найти такие условия, при которых окажется возможным осуществить замораживание и оттаивание человека и использовать эту практику для продления жизни. Поскольку известно, что Бахметьев решил стать физиком во многом под влиянием работ Бойля, можно допустить, что эта идея сформировалась у него также под влиянием Бойля. Бахметьев активно пропагандировал эту идею и получал частные пожертвования для проведения опытов на животных. Однако эти опыты были прерваны в самом начале из-за его неожиданной смерти в 1913 году.
Затем теоретические и экспериментальные исследования 20-х – 40-х годов убедительно показали, что обратимо полностью заморозить большие организмы нельзя, так как процессы, происходящие при образовании льда, разрушают ткани и клетки при замораживании, что снова остановило развитие этой идеи. Однако в ходе этих исследований в конце 40-х годов было заново открыто действие глицерина, как криопротектора (вещества, предотвращающего или уменьшающего образование кристаллов льда и повреждения клеток от потери воды). Защитные свойства глицерина при замораживании растительных тканей были открыты в начале 20 века шведским ботаником Лидфорссом и русским ботаником Максимовым. Использование глицерина позволяло безопасно замораживать небольшие фрагменты тканей млекопитающих и человека. Это дало новый импульс развитию криобиологии, и в 50-х годах уже многие ученые, работающие в этом направлении, стали высказывать мысль, что путь от простейших организмов до млекопитающих будет успешно пройден, и наступит время, когда ученые смогут успешно замораживать и размораживать людей и хранить их в течение очень долгого времени в практически неизменном состоянии.