Пользовательского поиска
|
Он еще попросил сестру не
забыть утром пораньше открыть окно. Это были его последние слова. 30 мая 1960
года в 23:20 умер Пастернак Борис Леонидович.
Судьба Пастернака одна из
самых удивительных в нашей литературе — с трагическим и героическим оттенком.
Уцелеть при Сталине, отказавшись подписать ходатайство писателей о казни целой
группы правых коммунистов, высидеть годы в одиночестве Перепелкина, вдруг
получить Нобелевскую премию, стать из-за «Доктора Живаго» знаменитым на весь
мир, так любить Родину, как он, и при громе рукоплесканий иноземных от «своих»
получать заушения как раз в этом 1959-м, «баснословном» для него году.
Пастернак был сильным
человеком. Все-таки такая травля дней не прибавляет. Что же, своего добились.
Дни сократили. «Баснословный год», год мировой славы, оказался и последним.
Полицейские от литературы могут быть спокойны — Пастернака нет.
Умер писатель, вместе с
Пушкиным, Достоевским, Толстым составляющий славу русской литературы, и если
даже мы не во всем можем с ним согласиться, то все мы, однако, обязаны ему за
то, что он дал пример непреклонной честности, неподкупной совести и
героического отношения к своему долгу писателя.
Только в 1987 году Союз
писателей СССР признал неповинность Б. Л. Пастернака в надуманных, приписанных
ему нравственных грехах и отменил постыдное решение об исключении его из Союза
Писателей СССР.
Если правда, что художник
творит затем, чтобы люди полюбили его самого, а на это намекает строка,
ставящая перед поэтом задачу «привлечь к себе любовь пространства», то
Пастернак не только в литературе, но и в жизни весь был таким творчеством.
Есть что-то общее между
творчеством его отца — замечательного русского живописца Леонида Пастернака — и
его собственным. Художник Леонид Пастернак запечатлевал мгновение, он рисовал
повсюду: в концертах, в гостях, дома, на улице, делая мгновенные зарисовки. Его
рисунки как бы останавливали время. Его знаменитые портреты живы до
необычайности. И ведь, в сущности, его старший сын Борис Леонидович Пастернак
делал то же самое в поэзии: он создавал цепочку метафор, как бы останавливая и
обозревая явление в его многообразии. Но многое передалось и от матери: ее
полная самоотдача, способность жить только искусством.